Топ-12 альбомов 2018 года

2018 год подарил нам много новой музыки, которая играла у нас в наушниках, будила по утрам, заставляла танцевать благодаря и вопреки, была спутником самых ярких дней или помогала переживать трудности. Музыкант и композитор Вадим Пантин составил рейтинг лучших альбомов уходящего года. Спойлер: никакой попсы! Только звуковое великолепие для подготовленных слушателей.

Nils Frahm — All melody

 

Первый значимый релиз Нильса Фрама за последние три года. Подход к его созданию завораживает: «Мне хотелось записать этот альбом в максимально комфортной атмосфере, так, чтобы всё было на своих местах», — говорит композитор. Для этого Фрам почти два года обустраивал свою новую студию Saal 3 в Берлине. 

 

Нильс отожествляет себя с продолжением музыкального импульса. Фрам полностью стирается как личность, становясь музыкальным потоком, ловящим дуновение истиной музы. Его композиции дышат любовью, любовью к настоящему и осязаемому с минимумом обработки, компьютерных эффектов и эмуляций. 

 

«Я хотел услышать красивые барабаны, барабаны, которые я никогда раньше не видел и не слышал, под аккомпанемент из человеческих голосов, девушек и парней. Они пели бы песню из этого мира, и это звучало бы так, будто было записано в другом измерении… Мой трубовой орган превратился в драм-машину, в то время как моя драм-машина начала звучать как оркестр из дырявых флейт. Свое пианино я обратил в свой голос, а любой голос в звенящую струну», — написал Фрам к пластинке.

 

Заглавная композиция All melody – студийная версия леденящего лайва Says — вобрала в себя несчетное количество инструментов, оркестровую работу и секвентальные синтезаторные мелодии, являющие танцевальный аспект пластинки, плавно переходя в «N2». Изначально работа задумывалась в трех частях, в итоге все три — работа с оркестром, танцевальной музыкой и фортепьяно — были переплетены между собой. Альбом довольно продолжительный, многие композиции звучат по шесть с лишним минут, но этого времени явно не хватает, чтобы дать возможность высказаться автору. 

 

9.8/10

Aphex Twin – Collapse EP (2018)


Очень эклектичная работа в духе раннего Ричарда Джеймса. Классический для него IDM/braincore, с возможностью вернуться в прошлое и представить, как хорошо было в 1998. Впрочем, работа имеет и несколько очень интересных решений в духе Аарона Фанка (Venetian Snares) с одним лишь исключением – это Aphex Twin. Его детализация звука, мелодики, изменений гармоний, постобработка, композиционные решения и всяческие модуляции зашкаливают, при этом оставаясь способными к усвоению. 

Порог вхождения чуть выше среднего, для любителя не бочкообразной электронной музыки. 

 

7/10

Thom Yorke — Suspiria (Music for the Luca Guadagnino Film)

 

Начнем с короткого предисловия. Альбом записан как саундтрек к фильму ремейку классики Дарио Ардженто 1977 года. На этом стоит закончить обзор киноленты.

 

Первая часть саундтрек-альбома отчетливо изобилует отголосками к The Eraser Тома Йорка. Здесь можно наблюдать не истощение идей, а скорее сосредоточенность и цикличное возвращение к своей сути. Композиция Klempeper Walks словно продолжение полета Eraser 2006 года. Второй диск выдержан в стилистике мистического и сакрального дроун-скейпа. В нескольких композициях Том тонко и мастерски играет с саб-басом, создавая едва ощутимые, но при этом пронизывающие низкочастотные пульсации, которые, конечно же, нагнетают атмосферы как музыке, так и фильму. 

 

Заглавная композиция затягивает в свой танец. Балерина танцует, фортепьяно играет свои ноты, без возможности вырваться из замкнутого круга бесконечной карусели. Unmade же тянет на тот самый хит, который попросту завораживает, заставляя переслушивать вновь и вновь. Опять проникновенное фортепьяно, но в этот раз настроение совершенно иное: оно освобождает от любых тревог, успокаивает и убаюкивает. 

 

Саундтрек пронизывает слушателя насквозь. Во время прослушивания становится холодно, страшно, неприятно, уютно и легко. Слушать его нужно обязательно залпом, чтобы пережить всю Суспирию воочию, и желательно на хорошей аудиоаппаратуре. 

 

По словам Йорка (а для него это была первая полноценная работа в качестве композитора для полнометражного фильма), звукозапись продвигалась очень тяжело. Не умея читать музыку с листа и раскладывать каждый инструмент по партиям для оркестра, Том опирался лишь на внутреннее ощущение. В итоге кропотливого труда Йорк получил совершенно обособленную и живущую по своим правилам историю, гармонично и непринужденно соседствующую с визуальной составляющей киноленты. Возможно, не будь Том Йорк частью этой киноистории, столько шума вокруг экранизации ремейка и не было бы.

 

Масштабно, тонко и есть о чем подумать.

 

8.8/10

Nine Inch Nails — Bad Witch

 

Альбом слушается на одном дыхании. Для полноформатного релиза он, конечно, маловат по продолжительности, но не по содержанию. Как говорит о нем лидер группы Трент Резнор: «[…] материал вышел слишком предсказуемым. Как будто мы форсировали события. И в музыкальном, и в повествовательном смысле». В итоге между выходом Add Violence и Bad Witch прошло всего11 месяцев.

 

Шаманизма в новой пластинке NIN предостаточно. Альбом звучит гармонично, каждый трек будто звено в цепи. По звучанию альбом гораздо более экспериментальный, чем предыдущие два EP. Резнор рассматривает трилогию как единое целое, но какой именно смысл зарыт в ней предстоит отыскать слушателю. Хотя и это очевидно: тлен, разложение, муки человека осознанного в ужасных реалиях современного общества, упадок, упадок и еще раз упадок. Идея тривиальна, но сделано достойно. 

 

7/10

Oneohtrix Point Never — Love in the Time of Lexapro (EP)

 

Звучание этого краткого EP в духе компьютерных игр из 90-х. Кто играл на SEGA серии ECCO: The Dolphin, увидев обложку EP сразу вспомнит настроение, созданное знаменитым американским композитором Нильсоном Спенсором. 

 

После прослушивания Love in the Time of Lexapro начинаешь невольно задумываться о том, что было бы чудесно услышать больше совместных работ Даниэля Лопатина и Рюити Сакамото. Альбом является концептуальным продолжением пластинки Age Of, релиз которой состоялся летом 2018 года. Даже несмотря на многочисленные заимствования из творчества Эдуарда Артемьева, Oneohtrix Point Never кажется весьма целостным и оригинальным автором. Свою награду за лучший саундтрек к фильму “Хорошее время” Лопатин получил заслужено. 

Итог: мало, хочется услышать больше. 

 

6.5/10

Mark Pritchard – The Four worlds

 

С этим музыкантом не всё так просто. Казалось бы пишет в основном эмбиент, издается на WARP, активный участник тусовки Bibio&Clark, привлекает к коллабрациям в своих треках разных музыкантов. Большая разница ощущается в подходе к звукозаписи. Марк Притчард использует большое количество винтажных синтезаторов на разный манер: от всяческих профетов, арпов, питсбургмодуляров до редчайших экспонатов Rhodes, купить которые уже невозможно. 

 

The Four Worlds в отличии от предыдущего Under The Sun имеет гораздо меньше коллаборативных работ, и больше сосредоточен на изучении тех самых четырех миров. В названии отражена полимелодическая составляющая: множественные гармонии, наслаиваемые друг на друга, уносят всё глубже и глубже. 

 

6/10

Arctic Monkeys — Tranquility Base Hotel & Casino

 

Шестой студийный альбом Arctic Monkeys получился цельным. Композиции с этого альбома узнаваемы. Лучше слушать их по порядку, не перемешивая. Данный альбом – это история мечтающего поэта-пианиста, летящего в космическом футуристическом ретро корабле, прямо из 70-х годов в наш заканчивающийся 2018-й. 

 

Пластинка получилась искренней, спокойной и уравновешенной с сочными и насыщенными текстами. Не боясь перемен, экспериментов и продолжая искренне любить музыку, Алекс Тернер и компания записали один из самых красивых и цельных альбомов в истории группы. 

 

8.5/10

MGMT – Little Dark Age

 

В прошлом MGMT произвели революцию в инди-попе со своим альбомом Oracular Spectacular, вошедшим в 500 лучших альбомов всех времен в рейтинге The Rolling Stone. Однако это было 10 лет назад. Молодцовский задор поубавился, как и желание изменить мир или хотя бы записать настоящий хит. 

 

В Little Dark Age всё сбалансировано. Довольно хрупкая и наивная пластинка по своему содержанию, но не по своей сути. Вечеринка выпускников старших курсов, которая превращается то в готический бал вампиров, то в какой-то параноидально-психотропный трип, приправленный саркастическими рассуждениями о мире. К концу альбом становится более сентиментальным и богатым на красивые и меланхоличные мелодии. 

Если говорить о современной инди-поп музыке, то, пожалуй, именно так она и должна звучать. 

 

8/10

Max Cooper – One Hundred Billion Sparks

 

Max Cooper – генетик по образованию и композитор по призванию наконец-то выпустил свой альбом, о котором начал рассказывать еще пару лет назад. Для завершения работы над альбомом музыканту необходимо было отстраниться от общения с людьми и с головой погрузиться в работу. 

Каждая композиция — это высказывание Купера о центральном процессоре  – человеческом мозге — на языке аудиовизуального, научного, танцевального и при этом максимально доступное для понимания широкой аудитории. 

 

7.1/10

Amnesia Scanner — Another Life

 

Дебютный релиз от анонимных музыкантов из Берлина. Amnesia Scanner — это какофония всего возможного и невозможного, самое настоящее гениально спродюсированное сумасшествие. Такое ощущение, что этот дебют впитал в себя все ключевые находки и веяния последних пяти лет. Во время прослушивания в голове возникнет настоящий калейдоскоп из ассоциаций. Куча чужой перелопаченной музыки дичайшим образом превращается в уникальную эклектическую суть метамодернизма. 

 

Кажется, что этот диагноз прогрессирует. Лет через 10-15 идентификация артиста по его творчеству сотрется совсем. И эта сложно воспринимаемая, поражающая и одновременно раздражающая субстанция сегодня являет собой будущее электронной музыки завтра.

 

9.5/10

Jon Hopkins — Singularity

 

Пять лет не было ни слуху ни духу от Джона Хопкинса. А работа над новым альбомом кропотливо и неспешно продолжалась. Время — важный аспект в любом творчестве, будь то написание книги или работа над альбомом. Любой законченный творческий процесс должен быть выдержан и проверен временем, как хорошее вино.

 

Джон уже несколько лет по праву носит звание одного из лучших электронщиков планеты. Его звучание и однообразный пульсирующий саунд свойственен небольшому числу музыкантов и весьма узнаваем. Несмотря на изобилие однообразных жирных басовых партий и заглитченных перкуссий, Singularity запоминается ярчайшими медитативными композициями и многослойной мелодикой. 

 

Надо отдать должное Джону. Если отринуть весь этот танцевальный антураж, внутри скрывается чудесная сказка из огромного числа мелодий. Почти каждая композиция таит в себе несколько зарисовок из разных аранжировок, которыми автор с легкостью жонглирует, добавляя общей сложности и разнообразия пластинке. Скрупулёзно делая акцент на мельчайших эмоциональных деталях, нежное отношение композитора к Singularity, как единому произведению, прослеживается с первых минут прослушивания. А после окончания у вас не останется вопросов, что же музыкант делал на протяжении пяти лет. Похоже, что он все пять лет и не выбирался из своей студии, медленно и точно плетя паутину, состоящую из миллиона тонких нитей, пряча где-то в центре ту самую сингулярность.

 

8.5 /10

 

Moby — Everything Was Beautiful and Nothing Hurt 

 

Everything Was Beautiful and Nothing Hurt — название является отсылкой к «Бойне № 5» американского классика Курта Воннегута. На фоне последних работ Moby, среди которых длиннющий трехчасовой дроун-скейп альбом Long Ambients, а также панк-рок эксперимент The Void Pacific Choir, этот вышел в духе его совсем ранних работ с изобилием электрогитар. 

 

Если в качестве наказания слушать всю дискографию музыканта, то в какой-то момент просто начинаешь путать треки: очень много однообразного звука, одни и те же эффекты, голоса певиц, аккорды и общее настроение композиций. Тем не менее этому альбому хватает ярких моментов! Everything Was Beautiful and Nothing Hurt можно назвать вторым пришествием. Берем всё лучшее от Play, добавляем бисайдов альбома «18», заливаем всё блюзом и частичкой соула, не взбалтываем – и вуаля — получаем свежий альбом. Everything Was Beautiful and Nothing Hurt слушается как логичное продолжение «18». В нем есть над чем подумать и погрустить о происходящем вокруг и в мире. Так, что можно лишь, молча, согласится с Moby: да, у всех наболело, но все хорошо… и ничего уже не болит. 

 

8.8 /10