До 20 января: "Ты меня видишь?" в Манеже

«Ты меня видишь?» — инсталляция израильского художника Игоря Ревелиса / Klone, созданная в рамках программы «Manege Outdoor». Проект основан на размышлениях художника о феномене человеческой памяти и зыбкости границ между внешним и внутренним.

21 декабря на площади у западного фасада Манежа появилась новогодняя елка, украшенная фото-голограммами глаз жителей Петербурга. Проходящие мимо зрители станут свидетелями оптического эффекта: глаза то открываются, то закрываются. Эта визуальная игра лежит в основе идеи художника о том, что «внешнее» и «внутреннее» в каждом из нас являются сменными системами отсчета: наблюдающий оказывается в то же время и наблюдаемым.

 

Человеческий глаз — сложный механизм. Он одновременно и проецирует, и отражает, и поглощает внешнюю информацию. Мы визуализируем объекты и целые сценарии, причем по прошествии времени мы полагаемся именно на нашу визуальную память, вне зависимости от реальности наших воспоминаний. По замыслу Klone, новогодняя елка у Манежа становится своеобразным эмоциональным «якорем», местом средоточия как индивидуальных историй, стоящих за каждым из участников проекта, так и коллективной памяти города.

 

Аудитории в этом проекте художник отводит ведущую роль. Зритель оказывается вовлечен в замысел художника и становится соучастником в самом прямом смысле: именно в результате смены угла зрения смотрящего происходит «активация» произведения.

 

Проект также обращается к теме идентичности человека. Современная культура, в которой селфи и профили в социальных сетях уже во многом вытеснили понятие собственного «я», представляется художнику эпохой сосуществования многочисленных клонов. «Глаза — зеркало души», говорим мы; но так ли это в современном мире? 

 

О художнике

 

Игорь Ревелис / Klone (Тель-Авив) — один из ключевых современных израильских художников. Переехав в раннем возрасте в Израиль из Украины, Klone стал свидетелем и одновременно активным участником зарождения и развития израильской граффити-сцены. Основные темы работ художника, рассредоточенных на улицах городов Европы, Ближнего Востока и США — взаимоотношения диаспор, вопросы культурной идентичности, нахождения своего настоящего дома. Используя буквы, символы и традиционную иконографию, Klone прокладывает мосты между культурами — что особенно важно в таком многонациональном государстве, как Израиль.