ARNY PRAHT

Приверженцы защиты окружающей среды завоевывают все больше территорий — в магазинах крупных городов появляется экопродукция на любой случай жизни. На фоне возрастающего интереса к замене натуральных материалов синтезированными, мы решили взглянуть изнутри на производство изделий из кожи и экокожи и провести сравнительный анализ их качеств. 
Завесу тайны приоткрыл петербургский бренд ARNY PRAHT: основатель бренда Владислав Прахт, его ассистент Маша Прусак и модельер-технолог Светлана Носкова, рассказали обо всех этапах производства, достоинствах и недостатках материалов, реакции клиентов и личных предпочтениях в выборе аксессуаров.

I. Поиск поставщиков

Владислав:  Первые полгода после основания бренда мы работали только с кожей, и с поставщиками была большая проблема. Если говорить честно, то с искусственными материалами обстоит точно такая же проблема — поставщики, может, и есть, но нет производителей, у которых есть постоянный, необходимый объем продукции и рабочий ассортимент. Одни и те же проблемы и с кожей, и с экокожей. С натуральной ситуация более-менее налаживается, потому что под Ярославлем работает очень большой завод, развитие которого было профинансировано сотнями миллионов рублей. Здесь, в Петербурге и Москве много поставщиков, работающих с этим заводом – материал очень хороший. Также в Подмосковье есть производство искусственной кожи довольно больших масштабов, но к сожалению, для нашей продукции он не подходит по ряду свойств. Но, тем не менее, найти подходящую для производства качественную кожу все равно считается большим успехом. Сейчас, когда эта дорога уже пройдена, все кажется просто, но на начальном этапе было потрачено неимоверное количество усилий, проведено десятки встреч, которые, в большинстве, не приводили к результату. Не скажу, что все закончено — мы в постоянном поиске лучших материалов.

Маша: Мы проходили тот этап, когда выбирали, что лучше, а что хуже. В итоге, мы нашли более-менее подходящих поставщиков, но столкнулись со следующей проблемой – все они заказывают экокожу в Китае, и если нам необходимо получить товар через месяц, то так легко все не получится – он придет минимум через три месяца, а то и больше. Было бы удобнее работать напрямую с китайским производителем, но выстраивание отношений — это длительный и кропотливый процесс.

II . Цена

Маша: Экокожа действительно дешевле, чем кожа. Так как мы заказываем материал достаточно высокого качества, разница в стоимости ощутима, но, благодаря ей, мы можем позволить себе более демократичные цены на продукцию.

III . Производство

Светлана: Начнем с того, что кожа приходит шкурками, а экокожа рулонами. Это удобнее для раскроя, в частности, и, в целом, для производства –  на ней нет пороков, в отличие от кожи, от нее очень мало отходов. Если говорить техническим языком – у экокожи хорошая укладываемость, остатки от кроя крупных моделей можно пустить на крой более мелких. Инструменты, используемые в работе, разительно отличаются – кожа кроится только в один слой и только ножами. Экокожа кроится ножами другого типа и позволяет делать это в несколько слоев. То есть, скажем, не одна сумка выходит за час, а пятьдесят. Бывает, что требуется последующая обработка, но таких трудозатрат, как с кожей, нести не нужно – экокожу после раскроя можно сразу пускать в работу. Конечно, при переходе на искусственный материал, возникло несколько проблем — с клеями, например. Все-таки другие технологии, но мы справились.

Владислав: В данный момент наше производство специализировано на искусственных материалах. Это означает, что мы используем такое оборудование, которое не используется в производстве аксессуаров из натуральных материалов.

IV . Свойства

Светлана: По свойствам производители приближают экокожу к коже. Например, кожа, еще до того, как поступает для изготовления изделий, делится на несколько частей – верхний слой считается очень дорогим, поэтому используется редко – в России его найти достаточно сложно. В большинстве изделий задействована другая часть – спилок, на который наносят краску, имитирующую кожаное покрытие. Точно такое же нанесение используют в производстве экокожи, сам верхний слой, пленка, которая напыляется сверху – все абсолютно точно так же, как и с кожей. Если же сравнивать экокожу с кожзамом, то при изготовлении кожзама используются более дешевые материалы, верхний слой – пленка, а основа – нетканый материал, либо трикотаж. В основном, это не тянущаяся, не эластичная ткань, что не делает итоговое изделие долговечным.

V . Носка и внешний вид

Светлана: Так часто путают нашу экокожу с кожей! Даже люди, обитающие на соседних производствах и всю жизнь работающие с натуральным материалом.  Действительно, если не видеть среза, а оценивать изделие внешне, бывает, не отличить. Экокожа конкурентоспособна, и порой дольше держится. Кожа, намокая, может треснуть, сжаться,  испортиться и пятнами пойти. Экокожа не пойдет пятнами, никогда не ужмется, ничего с ней не случится. У нее очень редко бывают заломы. Раньше я сама предпочитала только кожаные сумки, а сейчас и не помню, когда в последний раз делала себе такую — тратишь больше за материал, а носишь столько же. Смысла уже не вижу.

VI . Конкуренция

Владислав: В тот момент, когда мы начинали, этим (производством изделий из экокожи – прим. ред.) практически никто у нас не занимался. Было интересно пройти по этому пути, потому что тот продукт, который мы делали, был эксклюзивным. Сейчас, в том сегменте, в котором мы работаем, мы чувствуем себя достаточно комфортно. Я поддерживаю здоровую конкуренцию, это повод становиться лучше. Например, рядом с нами работает Ксения Лапшова (основатель бренда imakebags – прим. ред.), и в данный момент она находится на выставке в Париже, посвященной фурнитуре и материалам. Она не одна, а еще с несколькими брендами, и они, как раз, обмениваются опытом и контактами. Здорово куда-то приехать и искать партнеров, но еще лучше приехать и уже знать куда идти, благодаря людям, уже побывавшим в этой ситуации.

VII . Отношение клиентов

Владислав: Когда мы начинали, и у нас не было своих магазинов, в основном, мы работали с партнерами. В небольших локальных магазинах – они очень любят веганскую историю – нас просили перешить изделие из натуральной кожи, и сделать его из искусственной. А сейчас наоборот – когда у нас почти все изделия сделаны из искусственной, просят перешить из натуральной.

Маша: Находится много людей, которые покупают нас только из-за того, что мы производим аксессуары из экокожи. Все больше желающих присоединиться к движению Гринпис, приобщиться к защите окружающей среды, а мы их с удовольствием поддерживаем.

Владислав: Исторически так сложилось, что люди любят натуральную кожу. Им нравится чувствовать причастность к чему-то дорогому, эксклюзивному. Мы своим продуктом и тем, что мы делаем, хотим показать, что можно купить изделие из экокожи, и оно будет хорошо носиться и доставлять удовольствие.

Текст Деонизия Балде / Фотографии Михаил Следьев