Bjork Digital

В Москве завершилось Московское биеннале современного искусства, в рамках которого можно было ознакомиться с выставкой Bjork Digital. Разбираем новую роль Бьорк.

 

Бьорк – икона современности, певица, которой хватает смелости брать любые вершины, и экспериментатор без преград. За сильными (при виде артистки хочется написать «хрупкими», но это совсем не так) плечами Бьорк 10 альбомов, которые практически каждый раз совершали маленькие революции в жанрах. 

 

Теперь Бьорк представляет себя еще и диджитал-художником, замахиваясь на лучшие музеи мира. С проектом Bjork Digital певица уже побывала в ведущих музеях США, Австралии, Японии, Великобритании, Исландии и других стран. В искусство Бьорк привел бывший муж, американский художник, Мэтью Барни, разрыв с которым певица сублимирует в своем творчестве последние несколько лет.

После болезненного расставания у Бьорк вышло уже два альбома Vulnicura (2015) и Utopia (2017), первый из которых чистой воды хронология переживаний. Вынесение личного на всеобщее обозрение — это обыденная практика творческих личностей. Разбитые сердца создали столько всего великого, так как искусство лучший вариант для переживания личных трагедий. Куда как ни в звуки или слова переносить свою боль? Vulnicura напомнил слушателям, что Бьорк — женщина и ее страдания не менее важны для нее (как и для каждого, переживавшего подобное), чем поднимаемые ранее обширные темы.

 

Выставка Bjork Digital представляет собой шесть аудиовизуальных инсталляций с использованием виртуальной реальности, созданных к альбому Vulnicura. Громкое имя певицы и привычный ее личности размах обещают многое, но по факту мы получаем уже знакомые клипы, которые можно посмотреть в VR. В первом зале Black Lake на двух экранах, потом в очках — Stonemilker и Mouth Mantra, снятый изнутри ротовой полости певицы. Дальше можно побродить по космическим ландшафтам в попытках залатать израненное сердце Бьорк, левитирующей в позе лотоса. В следующем зале посетителям предлагают написать собственную музыку с помощью приложения Biophilia, вышедшему с альбомом еще в 2011 году. В начале 2010-х это было инновационно, а сейчас этой идее только и остается консервироваться в музее. Последний зал выставки – это кинозал, где на большом экране крутятся клипы разных времен. Видеосопровождение песен у Бьорк отличное, особенно созданное Мишелем Гондри, но стоит ли идти в Третьяковку, чтобы посмотреть клипы?

VR-технологии, безусловно, интересны. По сути, можно сделать что угодно, и зрителям понравится, потому что виртуальная реальность еще не успела никому приесться. Так что Бьорк просто поймала волну или, грубо говоря, словила хайп, в нарциссических попытках поставить себе памятник при жизни. Не каждый предмет, помещенный в музей, становится предметом искусства. И не каждый умеющий рисовать становится художником, и уж тем более не музей создает художника, а наоборот. Это слабая попытка зайти на территорию искусства показала только несостоятельность Бьорк на этом поле, при этом ни чуть не уменьшая ее музыкальное дарование.

 

Вся выставка Бьорк – это эксплуатация чувств, задетое самолюбие и кричащие попытки доказать, вероятно, самой себе и бывшему мужу, выставлявшемуся по соседству на биеннале, что она самостоятельная единица.

 

Текст Дина Шакенова