Рецензия: Radiohead — A Moon Shaped Pool

8 мая вышел долгожданный альбом A Moon Shaped Pool от Radiohead после длительного молчания. Влияние Radiohead на развитие музыки неоценимо велико: Radiohead трижды получали Грэмми, 11 раз были номинированы; OK Computer считается чуть ли не величайшей пластинкой в истории рок-музыки; каждый их альбом всегда концептуален, каждый выходящий релиз становится знаковым для музыкальной индустрии. При этом группа всегда умела балансировать на грани авангардно-электронной самобытности, оставаясь востребованной рок-группой. Перечислять заслуги можно еще очень долго.

С выхода предыдущей пластинки прошло уже 5 лет. Все это время участники коллектива были заняты сольными проектами. Фронтмен Том Йорк с музыкальным продюсером Найджелом Годричем успели выпустить полноформатник для своего проекта Atoms for Peace (хотя, на мой взгляд, все лавры Atoms for Peace принадлежат не Йорку, а Фли из Red Hot Chili Peppers), Фил Сэлуэй успел записать сольную пластинку, а Джонни Гринвуд с головой ушел в написание саундтреков для полного метра.

 

Первое, на что хочется обратить внимание на этой пластинке — это возвращение в плане звучания скорее ко временам Hail To The Thief, чем к In Rainbows или Atoms for Peace — Amok, прежде всего это ощущается в атмосфере и настроении альбома. В целом работа звучит очень свежо — в то время как весь мир усложняет музыку все более разными электронными наворотами, Том Йорк с компанией записывают очень простой «жизнеутверждающий» альбом.

 

A Moon Shaped Pool — просто не может не понравиться любому, кто когда-то слушал или слушает Radiohead. Если The King of Limbs, состоящий всего из восьми песен, был неоднозначно воспринят, то в этом релизе музыканты наконец-то записали в студии те лучшие концертные песни, которые они исполняли последние десять лет. Среди них есть True Love Waits, совершенно переработанная и подогнанная под инструментальный intelligent minimal, из которого соткана новая пластинка. Все звучит иначе, чем на предыдущих альбомах, музыка гораздо больше соответствует названию пластинки, а deluxe-издание обещает еще дополнительные две песни — ну не праздник ли?

С другой стороны, такое отношение к новому материалу, как издание концертных песен 10-летней давности, говорит о плачевном состоянии группы, которая вместе уже не может создать ничего нового. А ведь первые симптомы появились еще на The Kings of Limbs: песня Morning Mr. Magpie была тоже бисайдом 15-летней давности. У Йорка даже не хватило сил или скорее желания на составление треклиста — все песни расположены просто в алфавитном порядке. Пропал энергетический драйв и шаманский настрой Тома, в нем не осталось энергии, а лишь переосмысление всего музыкального опыта и равнодушие.

 

В целом хотелось бы выделить для себя всего две композиции, которые звучат действительно свежо и ново относительно всего творчества Radiohead. Чего они раньше не делали, так это песен подобных Glass Eyes — это самое настоящее волшебство. Другая, конечно же, Daydreaming с ее потрясающе простой и красивой клавишной сиквенцией. Остальные песни в большей степени классический Radiohead, без замашек на экстравагантную электронную музыку. Вполне возможно, это последний альбом группы, но зато какой.

В общем, хватит слов, лучше включим iTunes и просто будем слушать музыку.

 

Оценка — 9.5 Йорков из 10 Джонни Гринвудов

 

Текст Вадим Пантин / Фото из видеоклипа Radiohead — Daydreaming