Имя Depeche Mode известно всем. Кто-то их любит и заслушивается их хитами, кто-то равнодушен к их творчеству. Но нет ни одного человека, который не знал бы музыкантов и не слышал их мелодий. Почему на протяжении столь долгого времени – 38 лет! – Depeche Mode востребованы, мы подробно разобрали в этой статье.
На дворе 2018 год. От рок-музыки практически не осталось и следа. Представителями чистейшей “рок-музыки” остаются лишь проекты, относящиеся в основном к жанру тяжелой музыки, панк-рока и их многочисленные ответвления. Даже тут многие популярные гитарные представители типа Slipknot и Korn не гнушаются пользоваться синтезаторами и экспериментировать со звуком. Экспериментальная музыка все больше вбирает в себя элементы классической, гитарного звука, в то время как поп-музыка становится все более насыщенной и детализированной.
На протяжении 40 лет британцы Depeche Mode, считающиеся одной из культовых групп 20-го века, остаются на вершине популярности. Это удивительное музыкальное явление. Давайте попробуем проанализировать, как им это удается. Для этого придется не только познакомиться с историей группы, но и вникнуть в историю музыка как таковой.
В конце 70-х — начале 80-х годов синтезаторное звучание стремительно внедряется в музыку. В 1975 году Kraftwerk, Jean Michel Jarre фактически ознаменовали революцию музыкального сознания, призывая значимые рок-коллективы того времени выбросить свои гитары и заменить их на синтезаторы. Многие рок-группы, включая, например легендарных Queen и Pink Floyd, в 80-х годах выпускают свои наиболее “электронные” пластинки. Пионерами жанра были Yellow Magic Orchestra. Позже на гребне синтезаторной волны зародилось множество популярных в 80-е проектов, ознаменовавших собой глобальный приход синти-поп музыки. Наибольшую популярность приобрели Duran Duran и Depeche Mode.
Сегодня многочисленные фанаты группы не подозревают, что изначально коллектив состоял из 4-х участников. И лидером среди них был не Мартин Гор и не Дэйв Гэан, а Винс Кларк. Если бы Винс Кларк и Энди Флетчер с самого детства не жили на одной улице в затхлом британском городишке Бэзилтон в 30-ти милях от Лондона, никаких «Депешей» бы не существовало.
Винс Кларк: «На покупку синтезатора меня сподвигли Orchestral Manoeuvres In The Dark и их песня Almost. В тот момент до меня дошло, что за определенную сумму можно купить синтезатор и простым нажатием клавиш создать что-то потрясающее и современное.»
Синтезаторы дали возможность людям, не имеющим музыкального образования и достаточных навыков, играть поп-музыку. В свободное от тяжелой работы время Винс и Энди играли и записывали песни, их группа тогда называлась Composition of Sound – будущие Depeche Mode. Не имея пока возможности купить собственный синтезатор, Винс начал поиски человека, у которого синтезатор уже был. Им оказался Мартин Гор. В те годы, в связи с повальным увлечением электронной музыкой покупка Мартином своего первого синтезатора Yamaha CS5 сделала его самым востребованным музыкантом в местной тусовке.
Винс Кларк: «Мы взяли Мартина в группу исключительно из-за того, что у него был синтезатор, а затем на одну из наших репетиций пришел наш хороший друг Пол Рэдмонт и привел этого дурачка Дэйва Гэана, который тоже хотел как-то участвовать в группе. Мы назначили его звукорежиссером, чтобы чем-то его занять».
Дэйв Гэан был популярной личностью в городке, хулиганом, его знали и уважали все ребята вокруг. В очередной раз придя на репетицию Composition of Sound, Дэйв во время джема спел песню Дэвида Боуи Heroes. Винсу, как лидеру коллектива, это очень понравилось, и именно с этой репетиции начинается история Depeche Mode.
Модное на тот период времени название Depeche Mode предложил Дэйв, все участники с ним согласились. Винс никогда не любил находиться в центре внимания, и Дэйв Гэан, по его мнению, идеально подходил на роль нового фронтмена. Артисты начали выступать по барам и клубам.
Начинающие музыканты не использовали стоек для синтезаторов из-за полного отсутствия денег. Стойками обычно служили пивные банки, застеленные тканью, или стулья и табуретки. Единственной надеждой по-настоящему заявить о себе — отнести демо-записи в звукозаписывающую компанию и ждать, что продюсеры оценят их усилия.
Дэйв Гэан: «Мы с Винсом за день обходили по 10-12 компаний. И везде продюсеры притопывали ногами, пока слушали нашу запись. Мы думали: «Вот оно!» Но итог был один: «Неплохо, но это нам не подходит». В то время, еще можно было так сделать — просто придти с записью, и они соглашались её послушать. Сейчас и на порог-то никого не пустят. В общем, в Rough Trade нам сказали: «Попробуйте отнести запись Даниелю Миллеру — он как раз открыл новый лейбл MUTE Records. А Даниель послушал секунд 5 и сразу сказал: «НЕТ!»
Причудливые песни авторства Винса, яркий фронтмен, модное название и какая-никакая аудитория к тому времени у них уже была. Им нужен был контракт с лейблом на запись.
С последней встречи главы MUTE и ребят из Depeche Mode прошло несколько месяцев. Музыканты выступали на разогреве у неплохих коллективов, и однажды к ним в гримерку зашел Даниель и предложил выпустить сингл, при этом сразу предупредив, что если кого-то что-то не устроит, они просто разойдутся. Это было экспериментом со стороны Миллера, потому что никто не знал, что из этого получится.
Даниель Миллер: «До того момента, я никогда не имел дел с настоящими хитами, а тут, только начав работать с молодыми ребятами, которые в студии-то ни разу не были. Все вокруг твердили, что у MUTE не может быть хитов, и это прибавило мне решимости».
Музыкальная пресса, авторитетные издания — все говорили о Depeche Mode, впервые попавших в Top of The Pops. В последствии Depeche Mode поднялись до восьмой строчки в британских чартах с синглом Just Can’t Get Enough.
Официальное объявление об уходе из Depeche Mode Винса Кларка было сделано в 1981 году. Винс просто ушел из группы. Он хотел работать один. Никто ни с кем не ссорился, он хотел сосредоточиться исключительно на написании песен. В более поздних интервью композитор признался, что он был слишком предан своему делу и в какой-то момент подумал, что все сможет делать в одиночку. Даже спустя 30 лет история ухода Винса Кларка из группы остается достаточно неоднозначной.
С Depeche Mode случилось примерно тоже самое, что когда-то произошло с Pink Floyd — в одночасье коллектив лишился основного автора песен.
Начались годы с Аланом Уайлдером. Имея прекрасное музыкальное классическое образование, Алан был выходцем из совсем другой среды. Однажды увидев объявление: «известной группе требуется клавишник не старше 21 года с опытом игры на синтезаторе», Алан решил рискнуть (ему было 22 года). Каким же было его потрясение, узнав, что «группой» были Depeche Mode. Алан был компьютерным маньяком, и с его приходом началась пора экспериментов со звуком, первые попытки записывать музыку с помощью секвенсоров.
После выхода нового альбома волна критики обрушилась на группу: «Главная проблема Depeche Mode в том, что в поп-музыке на одних синтезаторах далеко не уедешь«, — писали авторитетные музыкальные издания. Их постоянно сравнивали с новым проектом Винса Кларка, и сравнения эти были совсем не лестными. Над Depeche Mode еще витала тень Винса. Многие британские музыкальные критики заклеймили их обреченной группой. Флетчер назвал эту пластинку переломной, чем-то средним между старым попсовым Depeche Mode и первыми настоящими экспериментами.
Алан Уайлдер: «Мы изощрялись как могли, программировали драмм-машины, покупали на рынке детские музыкальные инструменты, вcякие клаксоны и колокольчики, и пытались их записывать, ходили на стройку и записывали удары отбойника о бетонную стену».
Алан все больше брал на себя роль музыкального лидера: практически все нововведения и эксперименты со звуком принадлежали ему. Так родился один из лучших альбомов истории группы, по мнению всех без исключения участников — Black Celebration.
Последующие несколько лет в плане звучания Depeche Mode постоянно видоизменялись, их музыка становилась мрачнее, они удивляли слушателей каждый раз, выпуская новую песню или новый альбом. Туры по США, Европе и Британии достигли иного масштаба — они стали собирать стадионы!
После выхода знакового альбома Violator каждый участник коллектива выполнял исключительно свою роль. Алан занимался аранжировками, внедрением новых технологий и экспериментами, Мартин писал песни, Дейв впервые взял в руки гитару. Энди занимался организаторской деятельностью и менеджментом. По мнению Алана Уайлдера, пластинка Violator имела много заимствований из музыки Pink Floyd, трансовые партии того периода роднят их с зарисовками Tangerine Dream на синтезаторах Moog. Violator стал настоящим прорывом именно в США. «Депеши» не изменились, они продолжали эволюционировать, усложнять свою музыку.
Алан Уайлдер: «За песней Enjoy The Silence лежит интересная история. Она была задумана как медленная баллада и звучала совсем иначе, я изменил ритм, ускорил её темп и сделал опирающейся на бит. Затем Мартин записал свой гитарный риф. Очень простой риф. И тогда мне пришло в голову, что это позволяет зазвучать песне как бодрому танцевальному треку.»
Violator занял первые строчки в чартах США и Европе, ознаменовав приход новой «культовой» группы. За полчаса продавалось 45 000 билетов на концерты, которые должны были пройти лишь через несколько месяцев. На пике славы по продажам атрибутики Depeche Mode побили Bon Jovi и U2 вместе взятых. Кульминацией World Violator Tour стали два концерта в Лос-Анджелесе общей вместимостью более 110 000 при полном аншлаге.
С выхода Violator жизнь участников сильно изменилась. Дэйв Гэан развелся, уехал жить в США и крепко подсел на героин. Мартин узнал, что его настоящий отец американский чернокожий солдат, Алан всё больше уходил в авангард, у Флетчера родился первый ребенок.
Приступив к записи Sound of Songs of Faith and Devotion, Дэйв вернулся из Америки татуированным, длинноволосым и «настоящим» рокером. Он требовал изменить звучание группы, утяжелить его.
Дэйв Гэан: «Мы понимали, что после Violator все ждут от Мартина таких же песен, но мы пошли совсем другим путем».
И вот выпуская альбом в Британии, «Депеши» достигают того, чего никогда не было у них на родине — альбом Sound of Faith and Devotion попадает прямиком на первую строчку Bilboard, что удавалось до этого лишь The Beatles, Def Leppard, Эрику Клептону, Pink Floyd и Элтону Джону.
Карьера Алана в Depeche Mode закончилась как и карьера Винса Кларка, который после ухода из «Депешей» смог создать несколько коммерчески успешных проектов, что лишний раз говорит о его выдающемся композиторском даре. После выпуска потрясающей и мрачной пластинки Sound of Songs of Faith and Devotion Алан ушел из группы, сосредоточившись на сольном проекте Recoil, вобравшим в себя все те нереализованные наработки, которым не нашлось места в творчестве Depeche Mode.
В то время Depeche Mode были на грани. Никто из участников не удивился бы, получив сообщение, что Дэйв умер. Ради встречи с семилетним сыном Дэйв пытался привести себя в порядок, но все провалилось. В один из вечером Гэан, уложив ребенка спать, пришел в гостиную, укололся и провалился в сон. Утром не обнаружив своего «оборудования», в панике бросился разыскивать. Увидев на кухне свою маму и сына, Дэйв кинулся рыться в мусорных пакетах в поисках своих штуковин. Когда поиски увенчались успехом, закрывшись в ванной и лежа на полу получая своё «лекарство», отрылась дверь — в ванную комнату вошли мать и сын.
Дэйв Гэан: «Мам, это не то, что ты думаешь, я просто болею и принимаю лекарства, это для голоса…», — я помню, что наговорил какой-то херни. Мы смотрели друг на друга, спустя несколько минут молчания я сказал: «Мама, я торчок» — «Знаю, сынок,» — сказала она. И это было не самым унизительным. Мой семилетний сын взял меня за руку, отвел в спальню, поставил на колени и сказал: «Папочка, я хочу, чтобы ты больше никогда не болел, тебе надо к доктору». После этого я добровольно лег в клинику для лечения наркозависимости. В первый раз, но не последний раз».
Жизнь фронтмена стремительно катилась по наклонной. После выписки из клиники он снова начал употреблять наркотики в огромных количествах, что ему пришлось лечь повторно. Спустя несколько месяцев Дэйв попытался покончить с собой, перерезав себе вены. Спустя еще полгода «выздоровевший» Гэан взялся за старое. Его наркотическая зависимость не поддавалась лечению, потому что Дэйв не хотел завязывать.
Тем временем группа уже два года ничего не записывала, и пришло время собраться всем вместе. После ухода из группы Алана недостаток вдохновения некому было компенсировать. Впервые Depeche Mode пригласили в студию сессионных музыкантов. Наступил момент, когда музыканты уже не могли друг с другом договорится. Запись альбома продвигалась урывками и очень трудно. Отношения между участниками были напряженными.
Даниель Миллер: «Лучшее, что произошло с Дейвом — звучит жестоко — это его передозировка и последующий арест. Его заставили силой пройти курс реабилитации и предупредили, что если он не завяжет, его просто вышвырнут из страны. Думаю, его любовь к Америке и желание там жить и работать, а также осознание, что из-за наркотиков у него проблемы с Мартином и Энди, помогли ему в итоге справиться».
Энди Флетчер: «Впервые за все время нас удивил такой интерес прессы к Depeche Mode. Никогда наша музыка не привлекала столько внимания, сколько попытка самоубийства Дейва и его передозировка. Если бы мы хотели заполучить разворот в Таймс за счет одной лишь музыки, у нас не было бы ни единого шанса».
Прессу и руководство MUTE тревожило будущее Depeche Mode, никто уже не верил, что они смогут закончить альбом. Альбом Ultra создавался на грани краха группы, силами трех основных участников, нескольких старых друзей и сессионных музыкантов. Несмотря на все трудности и неоднозначный первый сингл с альбома, песня It’s No Good была обречена стать хитом. Альбом попал на первое место британского хит-парада. До успеха Violator, конечно, было далеко, но назвать выпуск альбома неудачным язык не поворачивался ни у кого.
Когда пришло время заняться новой пластинкой, Гор комментировал, что найти продюсера для альбома чрезвычайно трудно, потому что очень мало людей соответствует тому уровню и тем идеям, которые они хотели бы реализовать в новой пластинке. В итоге этим человеком стал легендарный Марк Белл.
Именно Марк Белл сыграл ключевую роль в становлении легендарного ныне британского лейбла WARP, а вместе с ним Aphex Twin и многих других артистов. Марк Белл продюсировал Selmasongs Бьорк, работал вместе с ней над концепцией Homogenic, ставшей в итоге культовой пластинкой. Все, с чем бы ни сталкивался в своей работе Марк, лишь многократно приумножало свои достоинства. Тоже самое случилось и с Depeche Mode.
Марк был не просто продюсером как многие, кто занимается в больше степени организаторской деятельностью. Марк был музыкантом и свободным в своих взглядах на современную музыку. Каждую песню и демо-запись, над которыми они работали совместно, Белл просил полностью переработать, добавляя множество технологических штук, которые Depeche Mode ранее никогда не использовали. Звук получался очень насыщенным и современным. После выхода альбома Ultra, удачного, но не гениального, многие стали говорить, что Depeche Mode уже не те. Да, они меняют звучание, стали более «роковыми», но, видимо, их время подходит к концу, считали, что группа попросту стала старой.
20 января 2001 года Exciter был завершен. Первый сингл Dream on был прекрасно принят во всем мире, кроме Британии — там выше 6-ой строчки билбордовского чарта он не поднялся. Следующий сингл I feel Loved отказались ставить в эфир BBC Radio 1, чем вызвали огромное недовольство группы и многомиллионной армии фанатов. Не смотря на эти неприятные моменты, во всем мире альбом получает исключительно положительные отзывы.
Знаменитые издание типа Guardian, Rolling Stones пишут, что в плане звука они стоят на одном уровне с героями того времени — Orbital, Chemical Brothers и другими. C пластинкой Exciter они побеждают в номинации «Лучший исполнитель European Viva COMET Awards», обойдя Мадонну, U2 и других. В октябре 2002 получают премию за новаторство и изобретательность.
Даниель Миллер: «Они в очередной раз доказали всему миру, что они уникальны и современны. На мой взгляд, все альбом Depeche Mode великолепны. Сложно назвать еще кого-то кто, на протяжении 20-ти лет показывал бы неизменно высочайшее качество. Exciter в очередной раз доказал, что они по прежнему в отличной форме и готовы к экспериментам. Во многих треках прослеживается влияние современной электроники».
Это не лучший альбом группы, но успех пластинки Exciter принадлежит в равной степени Depeche Mode и Марку Беллу, а Exciter в те годы был действительно новаторским. После отгремевшего тура в поддержку альбома Мартин и Дэйв сосредоточились на записи сольных проектов, в которых принимали участие многие знаменитости.
Спустя два года выходит альбом группы Playing The Angel, и в этом альбоме Depeche Mode смогли немножко подрасти. Мартин позволил Гэану включить несколько его лучших песен в Playing The Angel, тем самым раскрыв тот потенциал Дэйва, который долгие годы не мог быть реализован. После очередного мирового тура, отличных отзывов и рецензий в прессе Гэан продолжает работу над второй сольной пластинкой Hourglass. Что и говорить, сольные проекты Мартина, Флетча и Дэйва не достигают хоть каких-то высот, сравнимых с Depeche Mode.
Винс Кларк, покинувший группу так рано и достигший небывалых высот со своими другими проектами, тащил группу к вершинам славы в 80-х. Алан Уайлдер в какой-то степени выполнял роль Винса в 90-е. И Винс, и Уайлдер, покинув группу, приобрели гораздо больше, чем потеряли. Их проекты Erasure, Yazoo (Винс Кларк) и Recoil (Алан Уайлдер) стали не менее популярными и позволили ощутить себя свободными в творческом плане. При этом все они на протяжении стольких лет оставались близкими друзьями.
Depeche Mode продолжают идти в ногу со временем, используя новые технологии, экспериментируя со звуком, но при этом оставаясь верными самим себе.
Выход в 2009 году Sound of Universe кто-то нахваливает, кто-то ругает. Продюсером во второй раз стал Бен Хилльер (Playing The Angel), и справедливо заметить, что альбом вышел в лучших традициях Depeche Mode. Есть запоминающиеся и очень красивые мелодии, прекрасная баллада Мартина — альбом хорош во всех отношениях. По прошествии семи лет можно с уверенностью сказать, что и сейчас он звучит современно, но уже не модно. Вторичным этот альбом назвать язык не поворачивается.
Delta Machine, продюсированный Беном, вышел в 2013 году. Большое внимание на пластинке уделяется басу и пересечению с модным в те годы dub-направлением и industrial-dark перегруженным звуком. Альбом не стремится угодить своим слушателям или фанатам, он скуп на запоминающиеся мелодии. Группа старается полностью избавится от своего рок-наследия, но у них это, к сожалению, не получается. Уверен, что многим фанатам этот альбом не понравился, но если абстрагироваться, то можно заметить, что альбом вновь переосмысляет творчество группы. Если ранее в Ultra они стали более «роковыми», то в Delta Machine — гораздо более «электронными», но не так смело, как могли бы. Однако достаточно послушать Alone и сразу становится ясно — это снова совсем другой Depeche Mode: уже нет такого драйва, который был в Walking my Shoes, It’s no Good или Home — его и не будет. Если им хватит смелости в третий раз измениться, поменять своё звучание, выбросить гитары, оставив только любимые когда-то синтезаторы, то они могут опять совершить прорыв.
И всё же, группе уже 40 лет! Только вдумайтесь в эту цифру. Очень сложно припомнить группу, которая на протяжении такого периода времени выпускала бы настолько хорошие пластинки, каждый раз, одну за другой. Depeche Mode на протяжении почти всей своей истории двигались словно по течению реки, то разбавляя свою музыку обилием гитар, оставаясь при этом рок-группой, в 2000-х гг. их звук становился более жестким, следуя веянием общего усложнения электронной музыки. В 2018 году уже новые звезды, новые музыкальные тренды и течения, но «Депешей» всегда было приятно слушать, даже не являясь откровенными поклонниками их творчества.
Текст Вадим Пантин / Фото из открытых источников