Русская опера зародилась во времена расцвета классической итальянской и французской опер, но смогла внести ценный вклад в мировую музыку. Делимся с вами 9 потрясаяюими произведениями, изменившими русскую и мировую оперную культуру.
Первые произвдения в оперном жанре были похожи на пьесы с музыкальными эпизодами. Разговорные сценнки были обязательны. В основе музыки всегла лежало народное творчество и песенные мелодии, а в сюжетах преобладали антикрепостной вопрос, патриотизм и освободительное движение. Развитие гуманизма и просветительства отражалось на опере напрямую – эти идеи были вписаны практически в каждое произведение.
Великие русские оперы, признанные во всем мире:
Творчество композитора Верстовского приходится на “доклассический” этап развития русской оперы, но его вклад в историю неоценим. Оперы “Пан Твардовский”, “Аскольдова могила” и “Вадим” отражают русский романтизм. Сказки и легенды лежат в основе его произведений, а музыка опирается на народные песни.
Глинка – основоложник русской оперной классики – написал две ставшие мировыми оперы “Иван Сусанин” (или «Жизнь за царя») и “Руслан и Людмила”. В « Жизнь за царя » композитор воспел героическое прошлое России, отобразив глубоко и честно типичные образы русского народа.
В основе сюжета оперы Мусоргского лежит конфликт царя и народа. Композитор через сюжет трагедии Пушкина искал ответы и аналогии с современным ему временем, что актуально по сей день. Противоречие интересов народа и власти приводоит к восстанию против царя. Неоднозначный образ Бориса Годунова является одним из высших достижений мирового оперного творчества.
Оперу по «Слову о полку Игореве” Бородин писал в течение 18 лет, но закончить так и не смог — завершили произведения Римский-Корсаков и Глазунов. Премьера “Князя” прошла в Мариинском театре Петербурга в 1890 году.
В основе всех произведений Римского-Корсакова лежит народное творчество. Патриотическая эпопея «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” предпоследняя работа композитора и по праву признающаяся одной из величайших опер композитора. По словам самого Римского-Корсакова, нет “ни одной мелочи, которая так или иначе не была бы навеяна чертою какого-либо сказания, стиха, заговopa или иного плода pусского народного творчества».
В этом поизведении Даргомыжский отказался от привычных оперных форм типа арии или хора, создав новый оперный жанр с реалистичным музыкальным языком. В опере не было поменяно ни одно слово пушкинского текста. Из-за проблем со здоровьем оканчивали оперу Кюи и Римский-Корсаков.
Лирико-психологическая опера по Пушкинской одноименной поэме вошла в мировой репертуар лучших оперных театров. Чайковский уделял внимание в своих произвдениях идеям гуманизма, раскрывая внутренний мир героев посредством симфонической музыки.
Рахманинов не был оперным композитором, однако к окончанию консерватории создал оперу “Алеко” в лучших традициях Чайковского. Были и другие оперы у Сергея Васильевича, написанные в жанре опер-кантат, где сокращено действие для подчеркивания мощной симфонической музыки.
Опера Шостаковича была представлена в Ленинграде в 1934 года, а на следующий год путешествовала по лучшим оперным столицам Европы и Америки. Спустя пару лет произведение была запрешено в СССР, а композитор подвергся осуждению и травли.