Детские книжные новинки

Книга – это удивительный проводник в иные миры, которые окружают нас повсеместно. Для детей, которые с раннего детства приучены к чтению, открывается целая вселенная, а воображение и уроки, перенятые со страниц, помогают разнообразнее смотреть на жизнь, искать скрытые смыслы и не делать поспешных выводов. 

Мы собрали мнение детей, родителей и повзрослевших детей о книгах, которые недавно были выпущены ведущими издательствами.

«Мой первый гербарий. Цветы и листья», Ольга Вирио

Издательство «Питер», 2017

 

Читала: Екатерина Елецких, детский психолог и мама 7-летней дочери.

Лето – лучшее время для этой книги! А так как летом мы большую часть времени проводим на даче, то вопрос брать с собой эту книги или нет отпадает сразу же. На страницах автор оставил достаточно места, чтобы что-то дорисовать самим, приклеить листочки или оставить заметки юного натуралиста. Книга совсем не большая: всего 11 растений и 11 деревьев, которые легко можно найти в наших широтах. Ель, дуб, сирень, тополь – деревья, встречающиеся повсеместно, но не всегда привлекают к себе внимание.

 

Мы уже были знакомы с художником Ольгой Вирио по другой ее книге «Мои рисовалки», также выходившей в издательстве «Питер», поэтому узнали простые иллюстрации, которые не отвлекают от сути и помогают делать из книги рабочие тетради без волнений за растерзание книг.

Все описания написаны простым языком, акцентируют внимание на главном — нужно идти и изучать природу в полевых условиях. Для первого гербария книга прекрасно подойдет и поможет поддержать общение с природой на долгие годы. Представляю, как зимой будет приятно рассматривать книгу, перелистывать странички с приклееными листами и цветами, вспоминая теплые деньки, проведенные в лесах и парках.

 

 

«Пчелы», Петр Соха

Издательство «Самокат», 2017

 

Читал: Геннадий, пасечник, дедушка внучки 6 лет.

Невозможно не восхищаться этой книгой! Книга польского художника Петра Сохи в соавторстве с биологом Войцехом Грайховски – это иллюстрированная энциклопедия, которая будет интересна и детям, и взрослым.

 

Сюжет разворачивается вокруг пчелиного семейства. Пчелы? Ведь детские авторы не писали про них до этого! Это уникальные создания: умнейшие, организованные, трудолюбивые. Каждому развороту посвящен определенный раздел из их жизни: роли и занятия, строение, история, связь с человеком и природой и много удивительных фактов. Ребенок даже не мог представить, что весь мёд, воск на нашей огромной планете делают только пчелы! Столько на свете насекомых, столько цветов, а мёд могут делать только пчёлы! Как так получилось? Как им это удается?

 

Книга легко написана, ее просто читать. Это художественная литература о жизни пчел. Я бы даже сказал учебник. После прочтения даже взрослому можно начинать заниматься пчеловодством. Читатель узнает, как пчелы превратились в веганов, какие танцы они танцуют и что такое рой. В книге есть инструкция по обустройству улиев, уходу за пчелами и их содержанием. Зачем пчеловоду костюм и опасен ли укус пчелы? Читая книгу мы узнаем, что такое бионика и бортничество. Вместе с книгой окунемся в историю древних людей, Египта, Греции, славян. Узнаем, зачем был нужен мед Александру Македонскому и удивительную историю золотых пчел Наполеона и Жозефины.

 

Текста в книге может не очень много, но он очень информативный, а смешные и занятные иллюстрации вовлекут в книгу читателя любого возраста. Даже если вы не любители пчел, все равно приглядитесь к книге. Поскольку она не только про пчел, но и про нас, про жизнь. Текст разбит по темам, большую часть страницы занимают иллюстрации, которые можно рассматривать бесконечно. Страницы с фактами разбиты на блоки, поэтому ребенок не устанет от однотипности. Книга поглощает полностью, ее можно перелистывать часами и вновь возвращаться перечитывать. В целом книга рассчитана на детей школьного возраста, но рассматривать ее можно с 3‐х лет. Ребенку книга однозначно понравится — она огромная, красивая, с юмором, со знанием дела, с теплом, и кажется, с медовым ароматом.

 

Авторы стремились привлечь внимание читателей к проблемам экологии, значению пчел в экосистемах, сохранения традиционных форм пчеловодства. Книга «Пчелы» понравилась моей внучке. Она увлеклась ей, и ее интерес к пчеловодству усилился еще сильнее. Теперь все хочется посмотреть на яву. Увидеть как ухаживают за пчёлами, как их кормят, лечат, отвозят на цветочные поля, ловят улетающие рои, жгут дымовик, вынимают рамки, качают мёд. Столько невероятных запахов!

После прочтения, думаю, у вас обязательно появится желание стать пчеловодом или как минимум увидеть этот мир своими глазами.

 

«Мосты Петербурга», Хельга Патаки и «Васильевский чудо-остров» Дина Арсеньева

Издательство: Настя и Никита, 2017 г.

 

Читала: Алина Зиновьева, детский журналист.

В издательстве «Настя и Никита» выпущена целая серия книг, посвященных истории городов России. «Васильевский чудо-остров» Дины Арсентьевой и «Мосты Петербурга» Хельги Патаки – одни из них. Авторы приглашают прогуляться по рекам и каналам Санкт-Петербурга, посмотреть на мосты и познакомиться с одним из старейших и знаменитых районов – Васильевским островом.

 

Из книги «Мосты Петербурга» читатель узнает, почему Петр I запрещал строительство мостов. Когда появился первый мост через Неву и когда начали строить мосты из металла. Какой – самый знаменитый и красивый, а какой самый длинный. Дина Арсентьева, дополняя эту историю, рассказывает в честь какого Василия назвали остров и почему ветер – это главный его житель. А еще о Ростральных колоннах, сильных наводнениях и знаменитых на весь мир учёных, которые жили на «Ваське».

 

Текст обеих книг адаптирован для детей младшего школьного возраста. Несмотря на то, что в нем минимум сложных дат и имен, темы изложены подробно. Все новые для ребенка понятия, например, виадук или ростры, авторами кратко и доступно объясняются.

Каждый разворот оформлен иллюстрациями Елены Поповской, где архитектура Петербурга сочетается с юмористическими зарисовками (художник Куиндже кормит птиц, а жители уворачиваются от масла, летящего с Ростральных колонн).

 

Обе книги небольшие по объему – 24 страницы в мягком переплете, поэтому их можно взять с собой на прогулку по Петербургу – они станут хорошим путеводителем, подскажут, где и что посмотреть.

 

«Чудесная девочка» Фрэнсис Бернетт 

Издательство: ЭНАС-КНИГА, 2017

 

Читала: Алина Зиновьева, детский журналист.

 

В книге американской писательницы Фрэнсис Бернетт два трогательных рассказа девятнадцатого века: «Чудесная девочка» и «Вор для Эдит». Первый повествует о маленькой Елизавете, которая в раннем детстве осталась без родителей и потому воспитывалась тетей Клотильдой. Она и привила девочке любовь к Богу, сочувствие и сострадание к окружающим. Поэтому, несмотря на трудности, с которыми приходилось сталкиваться Елизавете, она оставалась отзывчивой и благородной.

 

«Вор для Эдит» — рассказ о семилетней малышке, вежливость и доброта которой смогли растопить даже сердце вора.

В обоих произведениях автору удалось передать, какой должна быть девочка, а впоследствии и женщина, в любых жизненных ситуациях вне зависимости от того, богата она или нет. Поэтому книга точно будет полезна девочкам лет 8-14, тем более, что она написана простым для этого возраста языком и оформлена небольшими, но яркими иллюстрациями Геты Белоголовской.

«Спасайся кто может», Квентин Гребан

Издательство: ЭНАС-КНИГА, 2017

 

Читала: Татьяна, мама мальчика 2 года 10 месяцев

Нам с сыном в руки попалась книга Квентина Гребана «Спасайся кто может!» Книга повествует о том, как на скотном дворе из-за слухов оболгали волка. Эта история появилась у нас очень во время, так как в последнее время сын любит играть в серого волка, точнее спасать от него маму. И более того, как раз накануне, ему приснился сон, как волки воют под окном. С помощью истории из книги я рассчитывала успокоить сына, чтобы он не заострял на своем сне негативного внимания. К сожалению, этого не получилось, думаю, в силу возраста сыну было трудно отследить ход истории, каждый ее виток он воспринял как отдельный рассказ. Так что его эмоции от книги прошли от «добрый волк улыбается» до «какой хулиган, надо вызвать полицию».

 

Я же нашла её очень ироничной. Невинное событие с участием волка передавалось из уст в уста по принципу испорченного телефона, в конце превратившись во всеобщую панику о кровожадном чудовище, да такую, что сам волк решил держаться подальше от этих мест. Думаю, деткам постарше будет полезно напомнить, что не стоит доверять всему, что узнаёшь, что нужно проверять информацию и стараться посмотреть на ситуацию с разных сторон. Улыбку вызвало участие Красной Шапочки, которая про кровожадное чудовище узнала и другим рассказала, а что это за чудовище не выяснила. Все знают к чему это её привело. 

 

Мне очень понравилось издание, особенно поразило, что иллюстрации автора. Они великолепны! Выполнены  в мягкой цветовой гамме в технике акварель. Очень реалистичны, что важно в детской книге, сын легко узнал всех животных. Листать ее одно удовольствие. Я тут же зашла на сайт одного интернет-магазина, чтобы узнать какие еще книги есть у Квентина Гребана. И, к счастью, их не мало. Квентин Гребан -это талантливый бельгийский художник, который и сам придумывает сказки. Так как мы познакомились только с одним произведением, как автора советовать не могу, но, в наших с сыном планах уже «Где найти сокровище» о пиратских приключениях.

«Год в Санкт-Петербурге», Александр Голубев

Издательство: «Речь», 2017

 

Читала: Анастасия Трофименко, мама дочки 4 лет

“Год в Санкт-Петербург” – это актуальный ныне виммельбух, который показывает жизнь условного центра города в каждый отдельный месяц года. Так как я не имела заранее представления о том, что нас с дочерью ждет, то очень удивилась, что на всех разворотах одна и та же иллюстрация представлена с разной погодой и событиями, а сам центр органичен по сути невским и ближайшими местами. Иллюстрации очень красивые, яркие и качественные, но мне как человеку, выросшему в центре города, очень сложно смириться с пропущенными важными домами и местами, которые автор исключил. Конечно, сложно уместить на одном развороте все-все, так как издатели ограничены строгими рамками печати.

 

Пролистывая страницу за страницей можно посмотреть, как меняется наш город в каждый сезон. Дочка не сильно акцентировала на этом внимание, но лично мне было иронично наблюдать полностью серый ноябрь или холодный апрель, что действительно отражает картину мира. Рекламные изображения заведений, которые, по-моему, еще не стали символами города, и некоторые события по месяцам немного удивили, но, пожалуй, ребенку и правда легче запомнить какое-то определенное кафе, чем очередной исторический дом. Неточности с пропущенными местами и марафон «Белые ночи», неожиданно оказавшийся в апреле, вместо необходимого июля, немного подпротили взрослую оценку, но нисколько не смутили ребенка.

 

В противовес всего сказанного выше, расскажу про реакцию дочки. Книга ей безусловно понравилась и быстро вошла в топ любимых. Знаете, что чаще всего мы искали и считали? Приведения в октябре. Виммельбух выполнен в очень приятной цветовой гамме и напечатан на плотном, но легком картоне. При чтении за едой или в каких-то не самых аккуратных условиях книгу легко протереть влажной салфеткой и это нисколько не скажется на ней. Я бы особенно рекомендовала эту книгу приезжим с детьми, так как в ней есть все основное, за что можно любить Петербург.

«История старой квартиры», Александра Литвина

Издательство: «Самокат», 2017

 

Читал: Михаил Бойков, детский иллюстратор, отец 6-летней дочери

Историю знакомства с этой книгой, я разделил на два события: “графическое” и “роман”.

 

«Графическое». Иногда бывает настроение, когда, прогуливаясь в музее, не читаешь подписи к экспонатам. Всматриваясь, додумываешь их назначение, роли, анализируя формы, материалы, особенности, при этом полагаясь исключитально на личные ассоциации и фантазии. Подобный аттракцион не раскрывает подлинную информацию о предмете, тем не менее возможность самостоятельных выводов имеет особое очарование погружения в атмосферу и энергетику предметов. Подобное можно испытать при посещении блошиных рынков, магазинов антиквариата и некоторых квартир, чьи хозяева склонны к накопительству и украшательству.

 

Графическая составляющая этой книжки — то что нужно для подобного времяпрепровождения!

 

«Роман». Изучив иллюстрации, можно вернуться в начало книги и повторить путешествие, уделяя внимание повествованию, вчитываясь в подписи к картинкам. Тогда происходят уже совсем другие события. Запускается «машина времени», и путешествие в течение небольшого отрезка времени по территории московской квартиры, стены которой помнят людей, предметы и события, тщательно проиллюстрировано на каждой странице. Тут нет уже возможности замереть, изучая картинку, сюжет захватывает, и несёт по событиям веселым и трагическим. Переживания порой достигают эмоционального предела, но уже никак не остановить «полет»! Знакомые при первом изучении «декорации» выстраиваются в новом порядке, оформляя судьбы людей «нарисованных» этим произведением.

 

«Ночные истории», Маури Куннаса

Издательство: “Речь”, 2017

 

Читали: Антон и Анна, родители двух сыновей в возрасте 3 и 1 год.

Первое впечатление от книги сформировалось еще до ее прочтения. Очень качественная и яркая иллюстрация, на плотном картоне — приятно взять в руки и повертеть перед глазами и заманить на чтение непоседливых малышей.

 

Автор для нашей семьи совсем неизвестный, поэтому ожидали увидеть стандартный для многих детских книг текст из крупного шрифта с вкраплением иллюстраций, которые когда удачно, а когда и нет, способствуют раскрытию сюжета и характеров героев. Здесь вышло наоборот, книга — это красочный комикс про жизнь небольшого скандинавского городка, населенного различными зверями с непривычными для русского слуха именами – Хаккарайнен, Килле, Няпса, Ремпул, Рипа, Лилли. Некоторые иллюстрации настолько детализированы, а текст мелкий, что их сложно разглядывать при приглушенном свете, который часто сопровождает чтение перед сном.

 

Если ребенок непоседа и не готов долго концентрироваться на прослушивании истории, то можно просто рассматривать картинки, даже не изучая текст, а обсуждая сюжеты, отдельно присутствующие на каждом развороте. Общая тема всех историй, как уже ясно из названия — это маленькие ночные истории, происходящие с обитателями городка с момента отхода ко сну до пробуждения. Причем спят далеко не все: музыкант спешит в аэропорт, кто-то стоит в очередь в ночное кафе после похода в кино, в типографии печатают городскую газету, чтобы добряк Лате успел разнести еек утреннему чаю в каждый дом, рыболовы собирают в парке червей для утренней рыбалки и так далее.

 

Хочется отметить познавательный аспект этой книги. Например, можно не вдаваясь в сюжет, показать ребенку, что свет от маяка ночью помогает короблям проложить путь, что на земле существует несколько часовых поясов, и когда мы спим, кто-то на другом конце света идет на пляж. Можно на примерах показать, что многие работают по ночам: пожарники не спят, в булочных пекут хлеб, сторож делает обход и проверят замки центрального склада, ночными полетами в аэропорту управляют диспетчеры. 

 

Детям постарше можно рассказать про дом с приведениями, над которым летает ведьма, во дворе прячется гном, а под старым деревом вампир-бегемот играет на гитаре. Но все эти персонажи совсем не страшные, хотя разносчик газет Лате по возможности старается обходить дом стороной.

 

Книгу можно смотреть несколько раз – не надоедает. Каждая история в картинках похоже на компьютерную игру-квест: чем внимательнее и дольше на нее смотришь, тем больше открывается новых деталей или персонажей. Автор очень аккуратно относится к мелким штрихам и проработке героев. Только с третьего или четвертого изучения картинки можно увидеть какие-то второстепенные истории, новых зверей или тех, кто забрел сюда с самых первых страниц. Например, страдающий лунатизмом, господин Хаккарайнен, участвует почти во всех событиях ночного городка, а утром ничего не помнит и как в хорошем триллере не может понять, почему у него вся кровать в грязи, а в руках (вернее копытах) оказалась свежая газета.

 

Как родителям двоих сыновей вопрос укладывания детей на ночь очень актуален. Со старшим ребенком мы всегда читаем перед сном. Книга рекомендована 6+, но нам 3 года, и думаю у нас самый возраст для «ночных историй». Сын пришел в восторг от ярких иллюстраций, несколько страниц мы рассматривали и разбирали по полчаса. Ребенок внимательно слушал, что ему читают, и сам искал, где изображена та или иная история. 

«Под землёй. Под водой», Александра и Даниэль Мизелиньские

Издательство: «Самокат», 2016

 

Читала: Дина Шакенова с Марком (3 года)

Книга польских художников «Под землей. Под водой» попала к нам естественным отбором ребенка из большой стопки разных книг. Сын сразу зацепил глазом внушающих размеров издание, поведясь на подводный мир, которые его увлекает почти полжизни. Так как на нашем счету уже прилично книг про рыб, морских обитателях и водных пространствах, то мы сразу начали отыскивать тюльку, акул, китов, кальмаров, водолазов и коралловые рифы на страницах.

 

На книге указан возраст 6+, но по информативности она потянет даже на возраст давно окончивших университеты. Хотя и ребенку в два-три года она будет интересна, потому что иллюстрации выполнены очень схематично и просто, на них легко удерживать внимание и следить за текстом. Нет перегруженности и попыток заигрывания с ребенком, которыми часто грешат многие детские иллюстраторы.

 

Единого связного сюжета в книге нет, все-таки это издание — энциклопедия в виде виммельбуха. Тексты, которых, казалось бы, немного, на самом деле составляют почти половину смысловой нагрузки, так что малыша в одиночестве оставить с книгой невозможно — все время будут слышны требования пояснить, чем одна рыба отличается от другой и какие скафандра носили наши предки. Вы же знали, что первые подводные костюмы появились еще в начале 1700-х годов? Первая подводная лодка поплыла по Темзе еще в 1620 г., а некоторые виды кальмаров были обнаружены на глубине более 7000 метров?

 

Подземный мир начинается с инфографик про червей (кажется, все дети любят червей) и насекомых, переходя к рассказу, как устроены шахты, электрический ток, какие бывают трубы, канализации, метро и многое другое, к чему мы давно привыкли, что уже не задаемся вопросами, как это работает. Одной из самых познавательных тем является подземные ископаемые: на двух разворотах четко показаны, какие богатства хранит в себе наша планета и как они применяются в жизни.

 

Если подводная часть скорее интересна фактами и историей и мало применима в жизни петербургких детей, то подземная в свою очередь показывает, как устроен окружающий нас мир и помогает задуматься об экологии, наглядно иллюстрирует, какого труда стоят вещи, которыми мы окружены. С этой книгой можно приучать ребенка беречь ресурсы, которые дает нам природа.

 

Преимущество таких книг в том, что можно открывать любой разворот, который увлечет вас с ребенком минут на 20 неприрывного рассматривания и обсуждения деталей, а за час плотного изучения рандомных тем можно достаточно утомиться, чтобы быстро уснуть, если читать книгу перед сном.

«Руководство юного гения: Карты и география», Кен Дженнингс

Издательство: Карьера Пресс, 2016

 

Читала: Анастасия Ерофеева 

 

Американский эрудит Кен Дженнингс стал известным далеко не благодаря своим произведениям. Его популярность началась с телевизионных интеллектуальных игр, в которых он впоследствии выиграл 3900 тысяч долларов. Помимо блестящей эрудиции Дженнингс — отличный рассказчик, что дало толчок его новой карьере автора книг.

 

Книга “Руководство юного гения” является хорошим началом для изучения мира, который нас окружает. Девизом книги является Semper quaerens, что в переводе означает “Всегда в поиске”. Это не учебник по географии или энциклопедия. Прочитав ее, можно открыть для себя интересные и необычные факты о нашей планете, о часовых поясах, о первых мореплавателях-открывателях земель. Это скорее пособие для лучшего понимания, что такое океаны, почему карты ошибочны и какие есть экзотические места на Земле. Последняя глава посвящена Соединенным Штатам Америке, что мне не сильно импонирует. На мой взгляд, обучающие книги должны быть общими, не привязанные к какой-то конкретной стране.

 

Как я уже сказала, Кен Дженнингс является хорошим рассказчиком, поэтому книга воспринимается как большой рассказ. Во время чтения, кажется, что это происходит где-то на пикнике у костра с подробным описанием деталей. Сведения из книги будто оживают. Этому способствуют большое количество загадок, головоломок и задач на проверку знаний. “Руководство юного гения” может стать хорошим помощником, как для тех, кто уже изучает эти вопросы в школе, так и для тех, кто в школу только собирается. Возможно, школьникам она будет более интересна с точки зрения подачи информации, что позволит лучше усваивать материал. Маленьким же читателям будет занимательно слушать, как им читают родители о том, что их окружает. Главное, чтобы во время чтения родители поясняли ребенку материал, при возвомжности показывая на карте.

 

Во время изложения автор все время называет своих маленьких читателей «юными гениями», что, по-моему мнению, должно увлекать и располагать к чтению. Он призывает исследовать этот мир самостоятельно, узнавать о людях и странах, чтобы их лучше понимать. Также советую родителям внимательно подходить к некоторым странностям в книге, например, что «Россия настолько большая, что там всегда день», конечно, в тексте дальше поясняется, что автор имел в виду, но трудности перевода имеют место быть.

 

«Когда я верю в себя», Корнелия Спилман

Издательство: “Питер”, 2017

 

Читал: Владимир Ковалев, отец двухлетнего Артема

«Я счастлив быть собой» — таков основной посыл книги Корнелии Спилман. Главный герой этой книги – морская свинка, окруженная своими близкими, только-только начинает свой путь и учится справляться с первыми трудностями.

 

Конечно, книга крошечная – всего 24 страницы, где текста-то почти нет. Однако в такой малой форме автор умудрилась передать самую суть, важную для малышей при формировании их личности. Каждый разворот – это отдельная мысль, которая очень важна для ребенка, познающего социум и ищущего свое место в нем. С технической точки зрения, книга хорошая и качественная – приятная глазу детская иллюстрация, мало текста, крупный шрифт, крепкий переплет, который может пережить детское соседство.

 

Когда я читал книгу сыну, мне показалось, что читаю я ее больше для себя, а не для ребенка. Поддержка, которую мы можем дать своим детям, как родители и наставники, мысли, которые мы можем вложить в их умы и напомнить себе, если вдруг забыли, бесценны и показаны самым наивным образом. Действительно, семья должна любить ребенка, даже если у него что-то получается не сразу, должна поддерживать при первых падениях, а не ругать за что-то далекое от представляемого идеала. «Я не должен быть самым лучшим. Мне просто нужно стараться» — это важная цитата, которая актуальна для всех возрастов, даже не знаю, для кого более – двухлетнего сына или тридцатилетнего меня.

 

В серии «Полезные сказки» вышло несколько подобных книг, каждая из которых помогает ребенку понять процессы, происходящие с ним, а родителям поддержать свое чадо в сложный период развития. Я думаю, что можно присмотреться и к таким темам, как «Когда я злюсь», «Когда я грущу», «Когда я боюсь» и другим, которые могут справиться с переходными кризисами.

 

Фото Юлия Акулова и Юлия Равковская