Рейв-ракета

На фестивале Beat—Weekend в Петербурге состоится премьера фильма о зарождении рейва в России.

4 октября в Петербурге открывается Beat Weekend — один из крупнейших кинофестивалей в России, который знакомит горожан с документальными фильмами о музыке и современной культуре. В программу вошли картины о первом советском рейве, соседях Курта Кобейна по Сиэтлу и первопроходцах стиля гранж, Рикардо Виллалобосе, немецкой техно-сцене и иранских нелегальных электронщиках, лавстори на фоне ночной жизни Варшавы, а также приключения в Северной Корее группы Laibach, признанной Славоем Жижеком главным арт-проектом последнего времени!

 

В преддверии этого большого события нам удалось пообщаться с режиссером Ольгой Дарфи, которая давно работает над документальными фильмами. На фестивале будет представлена ее картина «Я – Гагарин», фильм о зарождении в России рейв-культуры и первом масштабном рейве, прошедшем в павильоне «Космос».

Сама Ольга так описывала эту работу: «Фильм «Я – Гагарин» — это моя личная история, рассказ о том, как на меня снизошла внутренняя свобода и как я открывала новые горизонты. Также это история моего друга диджея и промоутера Ивана Салмаксова, который загадочно исчез в 1998 году, это рассказы моих друзей, которые в начале девяностых генерировали новые идеи и свободу.  90-е — это не только пустые прилавки, бандиты и приватизация. Это еще десакрализация советских ценностей, артистические прорывы, время экспериментов и поисков себя. Мой фильм и об этом».

 

Сейчас это вполне привычное дело – клубы, грандиозные рейвы и закрытые вечеринки, но мало кто из их участников и свидетелей знакомы с подлинной историей и значением того, как это было 25 лет назад. Это не сколько история важного феномена, который произошел на сломе времен, в загибающемся и расколовшемся Союзе, сколько попытка отрефлексировать одно из значительнейших событий, произошедших в советском пространстве. Начиная свой путь с колыбели танцевальной сцены, которая находилась по адресу Фонтанка, 145, зритель проходит по руинам культовых зданий, погружаясь в память о событии, которое перевернуло советское представление о дискотеках — «Гагарин-парти». «На самом в „Гагарине“ я ощущал нереальное чувство эйфории, — пытается описать царившие эмоции Алексей Хаас. — Я в буквальном смысле синхронизировался с вибрациями мира и вселенной». Схожими эмоциями и драйвом пронизана сама картина.

 

Помимо интервью непосредственных участников и свидетелей этого колоссального по значению мероприятия, фильм содержит архивные видеозаписи из сквотов, фотоснимки с первых вечеринок, а самое главное – музыку! Музыку, ворвавшуюся тогда впервые на территорию замкнутости и раздвинувшую границы. «Я – Гагарин» представляет собой историю свидетеля тех событий, обросшими с течением времени мифами и легендами, но главное – что Ольге удалось показать затерянный путь, по которому в пространство рейва и эйфории отправились первооткрыватели этого направления.

- Могла бы ты немного рассказать о фильме. Сколько он готовился, какие предпосылки существовали для его создания?

— В 2012 году бит-фестиваль объявил конкурс на создание музыкального документального фильма. Моя заявка сделать документальное кино про «Гагарин-пати» заняла там первое место. Понятное дело, государство на фильмы про субкультуру и вообще такую странную тематику денег не выделяет. Я попала на французскую резиденцию в Сибири, и там были тьюторы и продюсеры из Франции, одна из тьюторов заинтересовалась этой идеей и вскоре стала продюсером. Так что деньги искались во Французских фондах.

Что касается моих собственных пристрастий, то я одно время просто жила рейвами, проводила там все свое время, и я фанат техно-музыки. И мне, конечно, хочется об этом как-то рассказывать, как это было, с чего начиналось. Потому что техно пришло в Россию фактически одновременно с Европой, что редко бывает. Все тренды и ноу-хау у нас запаздывают лет на 10, а тут это ворвалось в пост-советскую жизнь на сломе страны, и это было зажигательно и интересно.

 

 

- Хотелось бы узнать немного о твоем непосредственном участии в рейв-движении, ведь ты, по сути, стояла у истоков этой культуры. В фильме вскользь упоминается та деятельность, которую ты осуществляла, интересна твоя роль, которую ты играла.

— Это несколько громко, что стояла у истоков, потому что у истоков стояли люди, которые что-то делали, организовывали рейвы, были диджеями. Это были более взрослые ребята, какие-то известные художники и так далее. Я в то время была школьницей, была просто фанатом и поклонником и интуитивно чувствовала, что это самое крутейшее и офигенское, что происходит в наше время, что нужно быть в этом движении. Осмысление пришло уже гораздо позже, когда я стала взрослее. В то время я была свидетелем того, что происходило, и мне просто повезло, что мое окружение было из ребят, которые все это делали. «Гагарин-пати» — это была первая вечеринка, на которую я попала.

- Расскажи немного про организацию «Гагарин-пати». Как удалось осуществить такое масштабно мероприятие в таком месте, как павильон «Космос»?

— Павильон «Космос» был арендован, ребята договорились с руководством ВДНХ, дали какое-то количество наличных денег. У меня в фильме история «Гагарин-пати» затрагивается по касательной, я надеюсь, что потом зрители все прочитают сами. Есть английский журнал mixmag, посвященный движению рейв-музыки. Там ребята написали огромную историю о том, как делалась эта вечеринка, как все происходило, кто участвовал, кто с кем как договаривался. Это было целое бизнес-мероприятие, коммерческий рейв. Но он, конечно, был больше художественным, это был первый глобальный рейв и организовали его художники с точки зрения идеологии. В Европе, Америке это уже было все отстроено, а в России образца 91-го года только начинали с нуля. Об этом в фильме я не рассказываю, потому что это отдельная история. У меня фильм про людей и про ощущения. Интересно то, что эта история случилась вроде бы недавно, но все уже успели забыть о ней по большому счету. Никто ничего не знает.

 

- В фильме присутствует сквозной мотив – «Исчезновение Вани Салмаксова» – хотел узнать, является ли этот герой воплощением идеи тотальной свободы, открытости, которая пришла вместе с рейвами в Россию?

— Да, Ваня Салмаксов, несмотря на то, что это был человек, который реально делал «Гагарин-пати», в фильме присутствует больше как некая метафора, как некий образ того свободного времени, угара, когда все было возможно, не было никаких запретов, границы были открыты. Потом вместе с этим временем исчез и Ваня. Сегодня мы пытаемся разыскать следы Вани и того времени.

                                     

Текст Данил Фокин / Фото предоставлены pr-службой кинофестиваля