«И где-то внутри становится SVETLO»

Выглянуло солнышко и стало припекать измученные, уставшие, серые лица петербуржцев, которые все никак не могли дождаться начала лета. Чтобы вдохновиться на хорошую погоду нужно немногое – послушать музыку группы SVETLO, но перед этим почитать интервью с половиной коллектива: с Николаем, Иваном и Вадимом, ребятами чей оптимизм заряжает на отличное настроение. 

 

— РЕБЯТА, ПРЕДСТАВЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, И РАССКАЖИТЕ О СОЗДАНИИ СВОЕЙ ГРУППЫ. КТО КАКИЕ РОЛИ В НЕЙ ИСПОЛНЯЕТ?

Вадим: Я — клавишник, и Коля – гитарист — собрались играть музыку, начали ее писать и поняли, что хотим, чтобы это были песни с вокалом. Нашли Ивана — вокалиста. У Ивана есть друг Николай Анисимов, он стал нашим барабанщиком. Они вместе играли раньше в другой группе. Вскоре появились бас-гитарист Алексей и перкуссионист Денис — друг и товарищ Николая (барабанщика).

Иван: Сейчас совсем вас запутаем. У нас два Коли. Коля – барабанщик и Коля — не барабанщик.

Вадим: Так сформировался основной состав. Достаточно быстро начали писать песни, сначала выпустили сингл, потом записали первый EP. Официально мы существуем где-то около трех лет, были разные названия, нам они казались не очень удачными, сложными, незапоминающимися, поэтому остановились на этом.

 

— ВЫ ВСЕ ОБУЧАЛИСЬ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Иван: Кто-то больше, кто-то меньше. Я совсем нет. Барабанщик наш совсем да. Он учился в музыкальной школе, закончил эстрадное отделение в университете культуры и искусств, как и перкуссионист. Коля (гитарист) и Вадим – звукорежиссеры, учились вместе в университете на звукорежиссеров, работают по профессии.

 

— КЕМ ВЫ РАБОТАЕТЕ, И УДАЕТСЯ ЛИ СОВМЕЩАТЬ РАБОТУ С МУЗЫКОЙ? 

Иван: Пока получается наоборот. Музыку с работой. Я работаю по специальности инженером.

Коля: Я работаю по специальности звукорежиссером на радио при Мариинском театре. Раз мы записали дебютный альбом, значит, совмещать получается.

Вадим: Я работаю там же, где и Коля в другой сфере, но тоже по специальности.

Иван: Если бы мы занимались только музыкой, то все было бы намного быстрее.

 

— НЕТ МЫСЛЕЙ — БРОСИТЬ РАБОТУ И ПОЛНОСТЬЮ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ МУЗЫКЕ?

Иван: Есть, но до поры до времени, мысли становятся суицидальными, потому что с голодным брюхом много не насочиняешь.

Вадим: Вспомнил фразу Нестерова, который как раз говорил, что хорошо, когда у музыканта музыка остается как хобби. В том отношении, что он не завязан с ней так, чтобы бояться потерять необходимый заработок. Ты остаешься свободным, волен заниматься творчеством, как хочешь. Есть множество примеров людей, сумевших совместить музыку и работу и остаться в истории.

Коля: Я считаю, что в первую очередь мы – музыканты и участники коллектива SVETLO, а работа всего лишь способ заработка.

 

— У ВАС ВЫШЕЛ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ «ЕЩЕ ОДНИМ ТОБОЙ». ДОЛГО ЕГО ЗАПИСЫВАЛИ? С КАКИМ ОН НАСТРОЕНИЕМ?

Иван: Мы его записывали практически один год. В дебютном альбоме частенько проскакивает большой временной разброс между сочинением треков. Потому что в него попадают и первые композиции, и специально написанные для альбома. Поэтому сложно говорить о какой-то заранее продуманной концепции. Альбом писался достаточно долго, не сказать, что для нас это было очень легко. За это время происходило много мелких изменений: в звучании песен, в аранжировках, их было большое количество и сложно было все отследить, чтобы создать четкую картину, понимать, что же мы все-таки делаем. В конце записи мы в некотором роде ощутили себя тоже слушателями, послушали альбом как в первый раз. Поэтому я боюсь, наши ответы на этот вопрос буду разниться, каждый в нем что-то свое услышал.

Коля: В период записи альбома, я думаю, у каждого произошли какие-то изменения самих себя, которые подтолкнули к переосмыслению творчества. Альбом сформирован из нескольких блоков, грубо говоря, разных периодов нашего творчества. Достаточно проблематично было соединить эти части, но мы постарались, и мне кажется, в итоге частички пазла собрались воедино.

— РАССКАЖИТЕ ПРО ЗАГЛАВНУЮ КОМПОЗИЦИЮ АЛЬБОМА.

Иван: Заглавная композиция «Еще одним тобой» появилась у нас около трех лет назад в одно мгновение. Была написана половина текста без музыки просто в виде стихов, и также была партия то ли с припевом, то ли с куплетом. Она очень быстро получилась, буквально через две недели.

Коля: Случай, когда на музыку сразу лег текст.

Иван: Я помню, что после ее написания было первое наше публичное выступление, появление вчетвером. Мы выступали на дне рождении Вадима. У нас был рояль, гитара. Был я и наш барабанщик, который что-то изображал с помощью палочек у себя на вымышленном барабане. Именно тогда мы презентовали эту композицию.

 

— КТО У ВАС ОТВЕЧАЕТ ЗА НАПИСАНИЕ СТИХОВ, АРАНЖИРОВОК?

Вадим: Музыка пишется коллективно, когда кто-то приносит идею, а слова полностью на Ване.

Иван: Да, получается так, что у нас кто-то приносит мелодическое зерно: гитарное или клавишное, со своим ритмом, настроением, а дальше уже кто во что горазд, нарастает партия другого мелодического инструмента: баса, барабана, перкуссии, вокальная линия. И уже под вокальную линию подбираются какие-то слова, либо уже готовый текст, если он ложится, либо это уже конструкторская работа. На самом деле поэзия песенная от литературной поэзии отличается в худшую сторону, она проще. По большому счету получается, что основным ограничением является размер, в который нужно уложить стих. Это такие интересные рамки, к которым я уже привык за достаточно большой срок. Потому что в первом моем коллективе было также.

Коля: Иван у нас инженер, подходит к вопросу с технической точки зрения.

Иван: Когда еще нет музыки, чувствую себя немного некомфортно. Кажется, как-то все слишком получается просто, быстро, что-то не так. Приходится набивать ритм себе в голове.

 

— КАК МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ АЛЬБОМА, У ВАС ОЧЕНЬ ТЕПЛАЯ, СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА. НЕ ХОЧЕТСЯ ИНОГДА ДОБАВИТЬ ЖЕСТКОСТИ?

Вадим: Все идет как раз от мелодии. Мы не против, на концерте, скорее всего, так и будет, от Коли и от нашего барабанщика, который вживую играет не так, как можно услышать в записи.

Коля: На альбоме есть несколько треков, которые на концерте как раз звучат драйвово и живо. В студии они немножко спрятаны, потому что мы позиционируем себя все-таки как инди-поп, нежели рок.

Иван: По большому счету сглаженное звучание альбома – это саунд-продакшн. Было выбрано такое решение, потому что композиции получались достаточно разными на протяжении времени. Коллектив большой, у каждого свои представления. Барабанщик у нас любитель тяжелой музыки. В принципе, больше, чем половина коллектива проходило это, но у него осталось, поскольку счастье — помесить по тарелкам лишний раз. Но для того чтобы композиции вот так не разбивались совсем по стилевым ограничениям, мы пришли к решению смягчить звучание, сделать его чуть более синтетическим, чуть более попсовым.

— КАКИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ПОВЛИЯЛИ НА ВАШ ВЗГЛЯД В ТВОРЧЕСТВЕ? 

Иван: У нас очень много любимых групп, если каждого взять, то получится по 55 коллективов на человека. Безусловно, нам всем очень нравится Coldplay, думаю, что это слышно по нашим композициям. Часть нашего коллектива любит и очень уважает Radiohead. Другая часть группы уважает Deftones. В последнее время, если говорить о каких-то группах, на которые мы обращаем внимание, поскольку мы сейчас занимаемся самопродвижением, в поле нашего зрения все чаще попадают коллективы не столько за музыкальную составляющую, сколько за составляющую продакшна и умение как-то себя подать.

Коля: Я бы отметил, что мы все выросли на Queen, The Beatles, Led Zeppelin, Pink Floyd. Многие какие-то идеи, знания берутся именно оттуда.

 

— ПОЛУЧАЕТСЯ, У ВАС В КОЛЛЕКТИВЕ СХОЖИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВКУСЫ? ОБЩИЙ НАБОР ГРУПП, НА КОТОРЫХ ХОТЕЛИ БЫ РАВНЯТЬСЯ?

Иван: У нас нет ни одного человека в группе, кто бы сказал, что эта музыка неинтересна, неактуальна. Это самое важное. Понятно, если бы мы собрались вшестером и все такие: «О Led Zeppelin это круто, давай их играть!», то вряд ли бы такое получилось. Скажем так, у нас такое неотрицательство в команде.

Коля: Вадим у нас, например, увлекается направлением «минимализм».

Вадим: Да, я в последнее время ищу пианистов интересных, которые приезжают. Стараюсь ходить на их концерты, благо они частенько выступают. Играют так, что не уступают какому-нибудь рок-концерту. Все зависит от подачи.

 

— ОБЩАЕТЕСЬ С КАКИМИ-НИБУДЬ МОЛОДЫМИ, НАЧИНАЮЩИМИ ПИТЕРСКИМИ ГРУППАМИ? 

Коля: Есть несколько групп, с которыми мы стали общаться. В музыкальной тусовке ты чувствуешь себя как в дружеском коллективе. Мы когда презентовали EP, познакомились с группой «Кусто», которая тоже с нами выступала. Хорошо общаемся с Лешей Андреевым – лидером и басист группы Cats Park а также басист «Ю-Питера», к примеру.

Иван: Самое главное, что у каждой такой группы есть еще десяток таких же других друзей-групп, и мы, соответственно, пересекаемся на фестивалях, на каких-то чужих концертах в качестве зрителей. Это правило хорошего тона — ходить друг к другу на выступления, поддерживать.

 

— У ВАС НЕДАВНО БЫЛА ПРЕЗЕНТАЦИЯ АЛЬБОМА В КЛУБЕ MOD. В КАКОМ ФОРМАТЕ ПРОШЛО МЕРОПРИЯТИЕ?

Иван: Я бы сказал так, если звучание альбома специально было облегчено, сглажено, то живое выступление публику должно порадовать богатой энергетикой, песни, которые должны звучать как рок-музыка, будут звучать как рок-музыка. Если человек приходит на концерт, он приходит для того, чтобы зарядиться, чтобы получить максимум нашей энергии.

Коля: Это первый большой концерт, который мы делаем сами: свой свет, звук, видеопроекции.

Иван: Да, если говорить о каких-то таких чертах, которые нас могли бы как-то выделить, то у нас есть один пунктик на тему самостоятельного технического оснащения площадок, где мы делаем концерты. Очень здорово, когда ты можешь принести свой аппарат, своего звукорежиссера, свою технику. Все постараемся сделать интересно, и без сюрпризов тоже не обойдется!

 

— ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ГОРОД, ГДЕ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ДАТЬ КОНЦЕРТ?

Иван: Будет Москва. На самом деле устроить выступление в Москве не такой большой труд, но мы не можем уехать из Питера, не сыграв здесь, в своем городе.

 

— ВЫ ВСЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА? ЕСТЬ ЛИ ЛЮБИМОЕ МЕСТО, ПОМОГАЮЩЕЕ ПОГРУЗИТЬСЯ В СЕБЯ, ВДОХНОВИТЬСЯ, ЗАРЯДИТЬСЯ ИДЕЯМИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПЕСЕН?

Иван: Да, все кроме басиста. Я привязан к Петроградской стороне, потому что я там вырос. Мне импонирует тамошняя атмосфера — такая немного сонная, размеренная. С одной стороны, вроде, как и центр, а с другой стороны, вроде, и спальный район. Людей немного, дома невысокие, я там никогда не устаю гулять.

Коля: Если не привязываться к месту, то я люблю гулять по набережным Невы, глядеть в воду. А если надо назвать определенное место, то улица Шпалерная. Она пустынная, большая, хоть это и центр города.

Вадим: Я понял, что нам нравится там, где мы живем. Я вот сейчас вспомнил, что всегда любил Моховую улицу и вообще то место.

Коля: И «Сидрерия» на Моховой появилась, Вадим ее любит. Заряжается там идеями для написания музыки. (Смеются)

— ЧТО, КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ЛУЧШЕ: ИГРАТЬ В ПОДПОЛЬЕ «ДЛЯ СВОИХ» ИЛИ СТАТЬ ИЗВЕСТНЫМИ НА ВЕСЬ МИР, КУМИРАМИ МИЛЛИОНОВ?

Иван: Всем понравиться, наверное, нельзя, да и даже плохо.

Вадим: Мы и не ставим такую цель, но то, что у нас получается, скорее всего, ориентировано на большую группу, мы сами с этой мыслью уже свыкаемся.

Коля: У нас есть желание не подгибаться ни под кого, но, тем не менее, на сто процентов доносить себя через музыку и распространять ее в массы.

Иван: Пока у нас присутствует, не побоюсь этого слова, юношеский интерес проверить насколько глубока кроличья нора и насколько публика готова к нашему появлению. А потом уже будем делать выводы. Потому что глупо начинать с нуля, опираться на какие-то рамки и говорить: «Нет, мы будем играть либо только для этих, либо только для тех». Мы будем сначала играть то, что нам нравится, а потом посмотрим, что получится.

 

— ЕСТЬ ЛИ КАКАЯ-ТО СЛАБАЯ СТОРОНА В ГРУППЕ, КОТОРУЮ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ?

Иван: Мне кажется, тут одно потянет другое. Возможна одна форма существования с набором каких-то своих собственных пунктов. Поэтому изменить только один пункт невозможно. Если я скажу, что мы хотели бы быть более, допустим, модными и молодежными, то это сразу: другой имидж, внешний вид, общение, музыка, и даже мысли в голове. Поэтому опасно думать, что можно изменить что-то одно.

Коля: Я бы хотел на самом деле, чтобы мы приобрели какую-то легкость в принятии сиюсекундных решений. Нас шесть человек, а если учитывать менеджеров, то еще больше. Тяжело прийти к какому-то консенсусу. И нет основного лидера, а это зачастую проблема.

Иван: Иногда это проблема, иногда, наоборот, решение. Мы за демократию, пытаемся использовать ее такой, наверное, какой она изначально задумывалась. Но это не ускоряет процесс.

 

— ПРОБУЕТЕ ЛИ ВЫ ИНОГДА МЕНЯТЬСЯ РОЛЯМИ, ОБУЧАТЬ ДРУГ ДРУГА ИГРАТЬ НА РАЗНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ?

Коля: У меня уже давно есть идея сделать какой-нибудь квартирник. Чтобы Вадим сел за гитару, а я за клавишные. Денис как перкуссионист сел за барабаны, Коля взял бас-гитару, а Леша сделал еще что-нибудь.

Иван: Леша красиво станцевал, к примеру. (Смеются). Да, у нас есть такие порывы. То Вадим за барабаны сядет, то я за клавиши — это нормально, у всех так групп происходит. Если бы не работа, мы бы уже все за эти пять лет освоили как минимум по два-три лишних инструмента. И, между прочим, Коля запел в этом году, придумывал часть бэк-вокальных партий. Услышите на концерте!

 

— КАКАЯ САМАЯ ЛЮБИМАЯ ПЕСНЯ С АЛЬБОМА И ПОЧЕМУ?

Вадим: Третья по счету «Уже не я». Почему любимая? Потому что, мне кажется, нам удалось добиться какого-то особенного, отличного состояния в ней, достаточно интересного. Меня она привлекает на слух, а по настроению – последняя песня с альбома «На мостах» о нашем городе. Мы достаточно быстро сделали ее, написали в самом конце. Надеюсь, что получилось достаточно искренне.

Иван: Она настолько же искренняя, насколько быстро она была придумана. Не пострадала от пера автора. Какой сразу предстала, такой и осталась.

Коля: На альбоме каждая песня по-своему любимая. В какие-то периоды времени одна топовая, потом другая.

Иван: Опять же, чем дебютный альбом от не дебютного отличается: у нас проходных песен не получилось, по крайней мере, для нас самих. Потому что они все относительно первые, каждая из них была по-своему любимой песней коллектива. Может быть, не хватило еще десяти песен, которые между ними были бы вставлены, простенькие, разбавляющие.

Вадим: Если альбом в широком смысле – это целая история, то на нашем альбоме каждая песня является историей.

 

— ЭТИ ИСТОРИИ СКОРЕЕ ТРАГИЧНЫЕ, ПЕЧАЛЬНЫЕ ИЛИ, НАОБОРОТ, ВДОХНОВЛЯЮЩИЕ, ПОДНИМАЮЩИЕ НАСТРОЕНИЕ?

Иван: У нас все песни вдохновляющие, тут даже спорить не о чем. Бывает так, что мы ставим вопрос в песне, но ответ, который должен родиться у слушателя в голове всегда хороший. Цели заставить кого-то лишний раз погрустить нет, и без нашей помощи можно впасть в уныние.

Коля: Наша заглавная песня «Еще одним тобой» с виду выглядит немножко загруженной, но главное дослушать до конца.

Иван: Это в принципе девиз нашего альбома: «Главное — дослушать до конца». (Смеются)

Коля: Одна наша знакомая, организатор фестивалей, говорит: «Это моя самая любимая песня, потому что она заставляет меня поверить, что все будет хорошо». Такие выводы делают люди после прослушивания наших песен. И где-то внутри, глубоко-глубоко становится светло.

 

— КАКУЮ БЫ ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ ВЫ ХОТЕЛИ ПРИВЛЕЧЬ СВОЕЙ МУЗЫКОЙ?

Иван: Думаю, что это страшный вопрос, потому что он естественный. Все всегда спрашивают, на какую возрастную аудиторию мы ориентируемся при бизнес-планировании, так сказать. Я не могу сказать за ребят, но когда пишутся тексты, я не делю слушателей по возрастному признаку. Мне одинаково приятно внимание поколения и совсем юных девочек, и людей солидно старше меня. Если в какой-то момент образуется целевая аудитория, и я выйду на сцену и увижу, что передо мной стоят только белые мужчины среднего возраста рабочего класса — вот это будет странно.

Коля: Недавно мы смотрели статистику нашей группы, и самые частые посетители: мужчины 29-35 лет.

Иван: Я тебе даже скажу почему. Потому что это мы. (Смеются)

 

— ВАМ БЫЛО БЫ ИНТЕРЕСНО ПОПРОБОВАТЬ ПИСАТЬ ПЕСНИ ПОД ЗАКАЗ?

Иван: Было бы очень интересно. Опять же наш подход — мы не специально его выбрали -просто так сложилось, он заставляет очень многие вещи в песнях обдумывать, пробовать так, пробовать сяк. И у нас появилась некая гибкость в этом вопросе. Поэтому, если нам нужно будет придумать что-то специально, тут у нас будет меньше проблем, все будет достаточно быстро. Опыт попробовать одну партию, попробовать другую партию, поиграть со звучанием здесь и тут, добиться какого-то итогового результата – такой опыт у нас есть. Если кто-то нам скажет, чего он хочет, мы сможем это сделать.

 

Текст Ольга Заярина / Фото из личного архива группы SVETLO