Мы редко задумываемся над тем, что ждет ребенка в школе, с какими проблемами он сталкивается ежедневно, каких людей встречает и каким человеком становится сам. Учителя, одноклассники и учеба формируют характер школьника, развивают и приучают жить в социуме. Но всегда ли школа оказывает положительное влияние? Анализируя, сравнивая и консультируясь с психологом, мы попытались разобраться с паутиной школьной жизни.
Учеба в школах делится на несколько периодов: сначала каждый день в новинку, много знаний и открытий, далее учиться надоедает, а в конце самое трудное испытание — Единый Государственный Экзамен. ЕГЭ — основная форма государственной итоговой аттестации, позволяющая выпускникам получить аттестат и поступить в высшее учебное заведение. С 2009 года вводили новую систему поэтапно, невзирая на недовольства и несовершенства. Основная задача ЕГЭ, по мнению официальных источников, борьба с коррупцией, попытка непредвзятой оценки знания школьника и возможность поступления в любой вуз страны. До ЕГЭ выпускники сдавали одни экзамены в своих школах и другие при поступлении в вуз. Экзамен состоял из устной и письменной части, принимали его учителя, а следила за всем процессом специальная комиссия, которая не всегда являлась гарантией честной оценки.
Подготовка к ЕГЭ начинается с десятого класса, до этого момента выпускник определяется с местом поступления и с предметами, к которым предстоит готовиться. И тут перед учеником возникает первая трудность – выбор профессии. На выбор выпускника влияют родители, чуть меньше учителя и окружение. В таких ситуациях психологи советуют устроить «погружение в профессию», пройти летнюю стажировку, почитать книги, поговорить с ребятами из вузов, взглянуть на свои сильные и слабые стороны.
Татьяна Гилева, психолог проекта «Петербургские родители»: «В этот момент большое значение имеет человек, который окажется рядом – потому что такая важная вещь, как реакция имитации (желание быть похожим на идеал) может помочь в выборе профессии, если цели и образование кумира, а также его жизненный путь верно и в нужном контексте будут представлены будущему выпускнику. Учитель станет передатчиком этого опыта или, возможно, его транслятором. Разумеется, все это работает только в случае уважения педагогом ученика, внимания к его личности и отсутствии в их контакте таких вещей как оскорбление, занижение достоинств или неоправданных ожиданий».
Вторая трудность — давление. В десятом классе я заключила «сделку» с родителями: я сдаю нужные предметы на хорошие баллы, а они в свою очередь не обращают внимания на оценки по точным наукам. В это время мама всегда была рядом, постоянно поддерживала при трудностях, напоминала о своей вере в меня. Это давало сил и терпения. Учителя же напротив давили, намеренно задевая слабые стороны.
Третья трудность — подготовка к экзаменам. Узкие предметы, такие как химия, литература, география, требуют индивидуальной подготовки, которую дают не во всех школах. Чаще всего на помощь приходят репетиторы, но не каждый может себе позволить такие индивидуальные занятия. Существуют пробные экзамены, на которые записывают в любом городе, они помогают выявить уровень подготовки к предмету и узнать свои пробелы. Не стоит забывать и про учителей, возможно, они дадут хороший совет: что подтянуть, над чем поработать. На сегодняшний день в интернете огромное количество полезных сайтов, где есть тесты онлайн, помощники с формулами и цитатами, даже в группах «вконтакте» можно найти что-то нужное.
Основная проблема ЕГЭ – натаскивание на предмет. Не обязательно хорошо разбираться в предмете, достаточно научиться решать тесты однотипного образца, проставить галочки в нужных местах и средний балл уже в кармане. Тесты не дают объективной оценки знаний, которые должен получить ученик за одиннадцать лет. В самих заданиях экзамена тоже не все гладко, иногда в тестовой части попадаются вопросы, ответить на которые можно по-разному. Начинаются споры, апелляции. Также не исключен и человеческий фактор. Часть «С», которая требует развернутого ответа, проверяют люди, не компьютер. Одному человеку понравится ваше сочинение или выбор решения задачи, другой посчитает это неправильным. Опять начнутся споры, апелляции. Из-за ежегодных изменений даже учителя не понимают к чему готовить выпускника.
Заключительная трудность — сам экзамен. Каждый год ЕГЭ совершенствуют и изменяют систему сдачи. Продолжительность одних экзаменов в разы сократили, а других увеличили. В скором времени планируют добавить третий предмет к двум основным. До последнего выпускник не понимает, что именно его ждет в день х. Сам экзамен проходит в строгих условиях: полиция, металлодетекторы, камеры, комиссия. К сожалению, волнение часто препятствует положительным результатам, было много случаев, когда ученики падали в обморок, забывали материал, чувствовали перенапряжение.
Татьяна Гилева: «Важно понимать, что описанная ситуация (экзамен) происходит в момент гормонального и психологического созревания подростков и, перенося их в состояние тревоги или дискомфорта, актуализируют самые яркие, в том числе и паталогические черты, присущие личности. В первую очередь это означает то, что некоторые особенности характера (возбудимость, нетерпимость, истеричность и прочее) выступают в такой момент особенно ярко, что не может не мешать подготовке к экзамену и его сдаче».
Отношения ученика и учителя сложный процесс, не каждый преподаватель найдет индивидуальный подход к ученику. Часто учителя выбирают психологическое давление, как один из методов воспитания. Давление, которое оказывает преподаватель с целью мотивировать и подтолкнуть к результатам, негативно отражается на ученике. Учитель должен быть тонким психологом, а не надзирателем.
Татьяна Гилева: «Знание особенностей подросткового возраста и умение воспользоваться этими знаниями, может стать большим помощником в обучении, а вот стресс, возникающий как следствие от нападок и гонений, наоборот, затрудняет не только само общение, но и процесс получения знаний – в том числе и на физиологическом уровне».
В сегодняшних школах учителей можно разделить на две категории – «старая» и «новая» школа. Педагоги «новой» школы относятся к учебному процессу с определенным подходом: презентации, проекты, различные экскурсии и мероприятия. Учителя «старой» закалки стремятся дать теорию и приучить школьника к строгой дисциплине. Здесь появляются твердые рамки и общение только по принципу учитель-ученик, но иногда педагогу все же следует быть другом и наставником. Ребенок/подросток будет либо бояться и не доверять своему школьному учителю, либо считать авторитетом и человеком, на которого стоит равняться.
Татьяна Гилева: «Немалую роль в формировании подростка играет общение с одноклассниками. Если поведение школьника комфортно и адекватно (например, характерное для подросткового возраста группирование), то с помощью педагога, коллектива и атмосферы «важности и крутости» автоматически подтянутся отстающие ученики. В случае дополнения такого поведения еще и оказанием поддержки (репетиторы, наставничество, дополнительные занятия) бесспорно поможет в достижении цели».
В школе своя система правил. Есть популярные ребята, а есть те, кому удобнее существовать в одиночестве. В школьных коллективах обычно присваивают «статусы»: отличник, одиночка, душа компании, любимчик учителя. Сложности общения с одноклассниками возникают в период переходного возраста, когда каждый устанавливает авторитет, показывает себя и свои возможности. Я знаю несколько примеров, когда талантливые, интересные ребята не раскрылись из-за издевательств одноклассников. В старших классах мой одноклассник предпочел уйти с уроков только из-за того, что не хотел садиться с девочкой, которая была в центре общей травли. Мальчики не боялись обидеть чувства одноклассницы и при всех заявляли, что лучше уйти, чем сесть за одну парту с ней. Если подросток оказывается в центре конфликта, то ему важно разговаривать с кем-то и делиться своими проблемами. Прекрасно, когда собеседником и другом оказывается родитель, поэтому так важно уметь слушать и понимать своего ребенка, в противном случае он пойдет искать поддержки на стороне.
Текст Виктория Болычевская / Иллюстрации Виктория Самсонова