Оксана Скрипка: «Мне не комфортно там, где мне комфортно»

Оксана Скрипка – молодая девушка, графический дизайнер, которая в очередной раз пересекла полмира в погоне за мечтой. В первый раз она уехала из маленького города Комсомольска-на-Амуре в Петербург, где работала с такими проектами как CoffeeRoom, Cultsome, а теперь пересекла Атлантику, чтобы путешествовать по Америке.

Оксана рассказала нам о сложностях работы фрилансером и о том, как их преодолеть и где найти заказчиков, зачем она поехала в Америку и кому не стоит повторять ее путь. 

 

— Оксана, привет! Я бы хотела начать с вопросов о твоей семье и окружении в детстве, потому что люди, которые чего-то добиваются в жизни, делятся на тех, кого всегда поддерживали близкие люди, и тех, кто шел наперекор. Ты из какой категории? Какая твоя семья? 

— У меня среднестатистическая семья. Мне повезло, что родители в детстве всегда говорили: «Ты можешь достичь всего, чего захочешь. Потолок лишь в твоей голове». Твердили, что я всего достойна, но нужно бороться за желаемое. То есть ничего не дается легко, нужно упорно работать. Эти два момента заложили фундамент моей личности. Я привыкла много трудится и знаю, что нужно всего добиваться самой. Когда мне страшно что-то делать, когда я не уверена в своих силах, я слышу голос мамы: «Ты можешь все! Иди к этому!» Если мне кажется, что какой-то проект слишком крутой для меня, то я себе напоминаю, что если я буду работать, то смогу все. Потому что нет ничего невозможного.

 

— Здорово, что родители помогли тебе сформировать уверенность в себе. Как они отнеслись к тому, что ты переехала из родного города? 

— Мои родители живут там же, в Комсомольске. У меня есть маленькие сестра и брат, наверное, поэтому меня отпустили более менее легко. Сначала я переехала во Владивосток, потом попала с друзьями в Питер и влюбилась. Решила, что обязательно перееду. Родители меня поддержали, за что я им очень благодарна. 

 

— А что еще повлияло на твой характер, как ты думаешь?

— В детстве я была очень замкнутым интровертом. Сейчас же я стопроцентный экстраверт — не могу жить без людей. С четырех лет я серьезно занималась спортивными бальными танцами, а с семи лет я сама ездила на тренировки, знала свой график, все делала самостоятельно. Никто меня за ручку не отводил и не говорил, что и как мне надо делать. Эта ответственность закалила меня. Я понимала, что никто ничего за меня не сделает. Родители много работали, и свои проблемки приходилось решать самой. 

 

— С чем связан переход от интроверта к экстраверту? 

— Это довольно долгий путь к открытию себя для окружающих людей. Началось с того, что я попала в творческий круг людей. И уже тогда, в подростковом возрасте, люди были для меня главным источником вдохновения. Сегодня, если я сижу два дня за работой дома, у меня едет крыша, мне надо выйти на улицу с кем-то поговорить. 

 

— Ты работаешь одна?

— На данный момент у меня есть команда, с которой мы работаем вместе, но удаленно. Связываемся с по скайпу, переписываемся. Но бывает тяжело, когда не можешь пообщаться в живую.

— Расскажи про момент, когда ты решила, что в России тебе тесно.

— Я все время куда-то тороплюсь. Мне всегда кажется, что я не успею что-то сделать, вечно куда-то бегу, лечу. Когда ехала в Питер, я понимала с самого начала, что это промежуточный этап. Я прожила в Петербурге 6 лет, и, мне кажется, даже задержалась. Там я ежегодно переезжала с квартиры на квартиру, потому что я застаиваюсь на одном месте, начинаю обрастать рутиной. Мне не комфортно там, где мне комфортно. Я решила, что надо расширять эту зону. Вообще, я хочу быть человеком мира, который не привязан к какому-то одному месту. 

 

— Как ты думаешь, кому не стоит уезжать из России?

— Уравновешенным людям, для которых очень важен комфорт. Особенно это касается Нью-Йорка. Я слышала много раз фразу, что нужно быть немного сумасшедшим, чтобы жить в Нью-Йорке. Нужно по-настоящему любить этот город, чтобы жить в нем, потому что здесь много бытовых моментов, которые могут напрягать. Начиная от ценника за жилье, заканчивая сумасшедшими на улицах, крысами в метро и повсеместным мусором. Здесь очень быстро течет время, трудно найти друзей. Если ты не готов ко всему этому, то Нью-Йорк просто тебя съест. 

 

— Расскажи немного про свою работу. Потому что со стороны твоя жизнь кажется сбывшейся мечтой, но мы-то знаем, что за этим многое стоит. Как ты находишь клиентов? 

— Последние три года я вообще не искала работу. Она сама меня находила. Я работаю дизайнером около 6-7 лет, и из них четыре сама на себя. Я долго работала на репутацию. Теперь я знаю, что со мной удобно работать, потому что я максимально пытаюсь подстроиться под клиента, не в плане дизайна, а в плане коммуникаций. Мне важно услышать человека, понять его задачу, чтобы итоговый результат ему действительно понравился. Боль всех дизайнеров в том, что клиенты просят внести множество правок… Я научилась решать такие моменты мягко, корректно отказывать или предлагать что-то другое. Кроме того, я всегда стараюсь делать больше, чем от меня ждут. Может быть, из-за отношения к работе ко мне шли люди сами. 

Что касается источников заказов, то случайные клиенты из Европы находят меня на behance.net, dribbble.com или где-то еще. В какой-то момент мне помог Instagram. Немногие дизайнеры в России ведут свой аккаунт и рассказывают о работе. Чаще всего это или просто портфолио с логотипами, или же личная страничка человека без привязки к работе. Я объединила оба направления, стала писать про дизайн, работу фрилансером. Так, постепенно из Instagram мне стали приходить около 50% заказов. Вторая половина – это сарафанное радио.

 

— Много у тебя иностранных клиентов? 

— В основном у меня русские клиенты, есть европейцы, американцы. Я как раз наращиваю американскую базу. На самом деле, в Америке, как и везде, все держится на личных контактах, нетворкинге. Если я куда-то иду и знакомлюсь с людьми, я всегда говорю, что я дизайнер. Это главный инструмент, которым можно пользоваться. 

 

— Как тебе работается с иностранцами? Чем отличаются от российских клиентов?

— Мне с русскими легче договориться. Они проще ко всему относятся. Но я учусь работать с иностранными клиентами. В Америке все супер заинтересованы и замотивированы на результат. Здесь хотят всегда больше, чем мы привыкли давать в России. Даже для того, чтобы получить заказ, ты сначала должен что-то сделать, показать, что ты действительно хочешь его получить. Приходится делать сверх того, о чем вы договаривались. Первое время было немного не понятно, почему я должна заниматься вопросами, которые даже с дизайном не особо связаны. Но потом как-то включаешься в процесс. 

— Какой у тебя график? Как сильно ты загружена? Сколько у тебя времени остается на себя? Как ты организуешься? 

— Я не могу ничего делать, если с утра не выпью кофе. Так как я сова, мне комфортно работать ночью. Иногда это мешает, потому что поздно ложишься, поздно встаешь, и кажется, что день проходит мимо… А еще я увлеченный человек, поэтому могу сесть за работу и не вставать по 5-6 часов подряд. 

 

— Устраиваешь выходные?

— Нет, я в любом случае что-то делаю. Как минимум проверю почту, отвечаю на письма – выпасть полностью я не могу. Я работаю каждый день, даже если иду гулять по Нью-Йорку, на выставку или встречаюсь с друзьями. Такие дни для меня даже более насыщенные, чем рабочие. Я никогда не стремилась к тому, чтобы не работать вообще. Но надеюсь, что потом смогу больше посвящать времени себе. 

 

— Как часто ты выбираешься из дома?

— Примерно четыре дня в неделю я не дома. Могу взять с собой ноутбук и поехать в кафе, познакомиться с людьми или встретиться с подругой (тоже фрилансером) и вместе работать. 

 

— А как ты отдыхаешь? 

— Для меня отдых — это смена деятельности. Когда я не сижу за компьютером, это уже мой отдых. Чтобы отвлечься или передохнуть, я иду в тренажерку. Если мне надо душевно наполниться, то это обязательно будет связано с людьми. Не важно, что и как: сесть в баре, просто взять кофе и пойти гулять по городу, посидеть в парке или сходить на выставку. 

 

— С какими компаниями ты хотела бы посотрудничать? 

— Я хочу поработать со спортивными брендами, а также с бьюти- и фэшн-индустрией. Изначально я хотела стать фэшн-дизайнером, но меня отговорила мама. Однако до сих пор мне нравится эта сфера. У меня нет конкретного списка имен, потому что слишком много возможных вариантов. 

Кстати, лайфхак для дизайнеров: рисовать концепты для крупных компаний, таких как Nike, Phillips, Sony и т.д. Если сделать что-то яркое и выразительное, поставить везде хештеги для распространения, то концепт может дойти до руководства, например, этой или какой-то другой компании.

 

— Какими своими проектами ты гордишься?

Это один из первых проектов, когда я уходила на фриланс — я была в команде, запускающей Cultsome. Мы продумывали полностью стилистику, придумывали название, я делала дизайн под открытие, логотип… Было классно работать с командой ребят, которые делают что-то крутое в Питере.

Еще у меня есть интересный опыт работы в офисе в Майами в IT-компании. Я начала работать с этой компанией удаленно, но потом прилетела в Майами в отпуск, и решила, почему бы не поработать у них в офисе вместо отдыха?

 

— Расскажи про Нью-Йорке. Как тебя вдохновляет город? 

— Я в Америке четвертый раз. В Нью-Йорк я приехала впервые год назад, и была типичным туристом: ходила по обязательным туристическим маршрутам, жила на Манхэттене. Сейчас я осознанно погружаю себя в среду, смотрю на себя с другой стороны. 

Об этом многие говорят, и это действительно так: люди здесь настолько иначе мыслят, настолько более открытые к окружающим. Здесь чувствуете свобода слова, мысли, в принципе свобода. Никто тебя не осудит за то, что ты кому-то что-то скажешь. У тебя есть на это право. А у человека есть право на это ответить, промолчать или уйти. Здесь четко знают, на что можно претендовать, знают свои права. Мне это помогает становится увереннее. Можно танцевать посреди Манхеттена, и всем будет без разницы. И это действительно открывает. Это то, зачем я сюда ехала. Избавиться от зашоренного мышления человека из маленького города, раздвинуть свои внутренние рамки. Здесь можно потеряться и делать все, что угодно: люди забудут о тебе через секунду. Они это понимают, и ты это тоже понимаешь. 

— А что цепляет в самом городе? 

— Масштаб. Нью-Йорк — это не Америка. Это странное инородное тело в Америке, вообще не похожее на страну. Здесь живет огромное количество творческих людей, и это невероятно. Можно идти по городу и увидеть граффити художника, за творчеством которого ты следил много лет, а здесь оно просто окружает тебя. Это круто! 

 

— Какое искусство ты любишь? Можешь поделиться именами, за кем ты следишь в профессиональном плане?

— Я обожаю супрематизм, поп-арт, Мондриана, Энди Уорхола… Из современных дизайнеров мне нравится Денис Башев, Брайан Доннелли, Джессика Уолш, Alexy Préfontaine, австралийская студия дизайна Pop & Pac, Дориан Легре, Madebystudiojq, Virgil Abloh, Vasjen Katro, Invader и многие другие. 

 

— Какой внушительный список! Дизайн постоянно развивается и меняется. Ты оставляешь время для учебы? Где обновляешь знания или хватает рабочих проектов для личного роста? 

— Нет, рабочих проектов не хватает, так как часто погружаешься в рутину. Поэтому я выделяю время, чтобы что-то изучать. Сейчас посвящаю время 3D. Но благодаря рабочим проектам можно узнавать, как лучше выстраивать коммуникационные процессы. Все клиенты пользуются разными средствами общения, кто-то ведет Trello, кто-то используют Slack, например. Так что я постоянно открываю для себя какие-то новые вещи. 

 

— А ты чем пользуешься?

— Мне нравится Slack. Еще пользуюсь доской Trello – удобно видеть все задачи. Но вообще, я консерватор – веду бумажный ежедневник. Я записываю все, что мне нужно сделать, зачеркиваю маркером готовы задачи. Это мотивирует делать еще больше, двигаться вперед. 

 

— Какие у тебя были сложности как у фрилансера? 

— В России есть мнение, что если ты дизайнер и любишь свое дело, то просто нарисуй бесплатно, тебе же это в кайф. Почему это вообще должно стоить денег? Так что первая сложность — это называть стоимость своей работы. Перестать соглашаться на любую сумму, которую предлагают. Потом было сложно говорить, что ты работаешь по предоплате. И третье, воспитание в себе внутреннего цензора. Когда ты работаешь один, у тебя нет арт-директора, который фильтрует твою работу, есть только ты и заказчик. Иногда бывает, что уже три часа ночи, глаза слипаются, и макет, вроде бы, нормальный, можно и так отправить… Но так вообще нельзя даже думать! Нужно оценивать свою работу, чтобы выдавать стопроцентный результат. Каждый дизайнер должен нести ответственность за свою работу. Это тоже сложно. 

 

Автор Дина Шакенова / Фото из личного архива героини

Какую музыку ты слушаешь сейчас на репите? - Последний альбом Ники Минаж.

 
Последняя прочитанная книга? - Дэвид Келли «Креативная уверенность».


Сколько у тебя татуировок? - 7.


Что означает татуировка «13»? - Это мое счастливое число. Я родилась 13 числа. У мне многое связано с этим числом, даже в моем имени и фамилии 13 букв. 

 

Кто тебя фотографирует в Instagram? - Друзья.


Любимое блюдо, которое ты бы могла есть всегда? - Мексиканский суп чили кон карне. 


Собаки или кошки? - Собаки. Я боюсь кошек. У них странный взгляд, не знаешь, что от них ожидать.


Следующая страна, куда собираешься поехать? - Италия.


Над чем ты сейчас работаешь в себе? - Я всегда пытаюсь стать лучше, чем я есть. Быть еще более открытой, более чуткой и так далее. Сейчас я стараюсь быть внимательнее к людям. Ну и над телом всегда работаю.

 
Вредная привычка, от которой ты не собираешься избавляться? - Пить кофе.

 

Любимый кофе? - Тыквенный латте. А вообще, самый любимый кофе – это раф с соленой карамелью в Surf Coffee. 


Спать или тусоваться? - Тусоваться. Но когда меня зовут в клуб, думаю, что я слишком стара для этого. Лучше провести вечер с друзьями. Так что любая тусовка, где есть здоровое общение. 


Что бы ты хотела изменить во внешности? - Поменьше нос, побольше губы. 

 

Я никогда... не буду встречаться с женатым или не попытаюсь отбить у кого-то парня. Первое, что пришло в голову. (смеется)

 

Фраза, которая тебя поддерживает по жизни? 

Я себя часто успокаиваю, что все происходит так, как должно быть. Я верю в судьбу, вселенную, в то, что все происходящее имеет свое значение. Если у меня что-то не получается, а я действительно стараюсь, то значит, либо я недостаточно стараюсь, либо это не должно случиться в данный момент жизни или вообще со мной. И всегда появляется то, что уводит в другое направление. Я всегда загадываю новогодние желания, но последние шесть лет они не сбывались, поэтому в этом году я впервые дала себе обещание – не жалеть себя. Так что в 2018-м я себя достаточно успешно не жалею.