Думать ON/OFF

Количество фактов, которые мы знаем о мире, уже перестало быть самоцелью развитого человека — для этого есть Google. Поэтому основная задача, которая стоит перед умом человека, научиться думать, анализировать и применять знания для пользы общества. Основатель школы английского и китайского языков Proof Space Динара Мин рассказала о том, как она видит онлайн-технологии в образовании, от чего нужно отказываться в школах и за чем будущее.

 

- Динара, мне всегда интересно, разговаривая с людьми, узнавать, откуда истоки их энергии. Расскажите, откуда вы родом, кто вложил в вас желание постоянно что-то делать и интерес с китайской культуре?

- Я родилась и выросла в Казахстане, городе Алма-Ате. Училась там в лингвистической гимназии, изучала английский язык. После окончания приехала в Петербург, поступила в Инженерно-экономический университет. Изучая экономику, мне было там слишком легко. С детства мама меня с братом настраивала на то, что мы станем дипломатами. Мой дедушка был дипломатом в Пекине, его карьера быстро закончилась, когда он женился на китаянке. В детстве я часто слышала, как мама беседует на тему Китая, рассуждая, какая эта великая страна. Она задавала много вопросов, на которые у нее не было ответов: почему Китай настолько многонациональный? почему Китай смог сохранить свою культуру на протяжении тысячелетий? как смог быстро достичь рассвета экономики? Учась в ИНЖЭКОНе, я поняла, что хочу изучать историю Китая, китайский язык. Так поступила в СПбГУ на китаистику. Там тоже мне было учиться легко, тогда я поняла, что хочу уехать в Китай на учебу и поступила в Пекинский государственный университет, один из лучших в Китае, и там изучала китайский язык, культуру Китая и международные отношения. Уже во вторую неделю своей учебы я поразилась – я наконец нашла ответы. Китай так быстро поднялся практически за 30 лет, не потому что в Китае много народа, а ключ в их культе образования. На протяжении двух тысяч лет в Китае преобладает конфуцианство. Это не религия — это свод правил, и согласно этому человек должен всю жизнь учиться, самосовершенствоваться. Никакой коммунизм, отсутствие книг в университетах (был такой период) не смог повлиять, чтобы искоренить это. Я поняла, что если хочу принести пользу постсоветскому обществу, которое тогда формировалось, то через образование.

Школьное образование хромает вообще в мире. Сейчас в школах не учитывается то, что мы тесно связаны с технологиями. Те дети, которые сейчас идут в школы, они рождены уже с планшетами и смартфонами в руках. Нужно помочь им использовать эти инструменты с пользой. Кто-то смотрит на Youtube всякий бред, а кто-то образовывается. В нашей школе мы обучаем  английскому и китайскому языкам, так как я хорошо говорю только на этих двух языках, соответственно, могу проверить качество работы преподавателей. Мы работаем принципиально на качество.

- Кто к вам приходит?

- От детей, начиная с 5 лет, до взрослых людей, которым уже около 60 лет. Родители приводят своих детей, потому что понимают, какие перспективы открываются перед детьми за счет знания китайского языка. Взрослых приводит интерес к китайской культуре. Кто-то интересуется китайским чаем, кто-то восточными единоборствами, китайской живописью или историей. Студенты изучают язык, потому что хотят учиться в китайской магистратуре.

Мы помогаем нашим ученикам не просто абстрактно изучать язык, а как можно скорее его применять. Все преподаватели — носители языка. У нас есть, к примеру, телефонные уроки — они длятся всего 5-10 минут — каждый день ученикам звонят их телефонные учителя и разговаривают на какие-то темы. Разумеется, учителя знают и учитывают примерный словарный запас. Мы обучаем наших учеников слушать речь живую. Общаться по телефону сложно, и когда человек понимает китайцев по телефону – это большое достижение для самого ученика. Самый главный показатель в обучении – это самопроверка, очень важно, чтобы ученики мотивировали сами себя. Наша система образования мотивирует хорошими оценками, но от этого нужно уходить, как ушла уже Финляндия. Нам нужно так стимулировать учеников, чтобы у них самих было желание каждый день работать, изучая китайский язык.

 

- Смотря в будущее, как бы вы видели общество в идеале? Куда ваши методики должны вести со временем? Как менять социум?

- Наша методика должна вести к тому, чтобы мы смогли воспитывать новое поколение людей, которые будут уметь мыслить. Пора уже отходить от того, что нужно научить человека писать и считать. Особенно в России. У нас огромная страна, и быстро увеличить количество жителей мы не сможем. Соответственно, стоит задача работать над качеством каждого жителя нашей страны. Нам нужно воспитать общество, которое не должно зависеть от того, что дает ему государство, новое поколение людей, которое взаимодействуют с государством, и в этом взаимодействии друг другу помогают. За время советского прошлого нас приучили к тому, что государство все за нас делает, и эта привычка до сих осталась. Можно провести параллель – родители. Я знаю мало родителей, которые хотят, чтобы дети были на их обеспечении всю жизнь. Большинство заинтересованы в том, чтобы дети стали самостоятельными. Наша задача, чтобы наше население стало самостоятельным. И это возможно только через способность мыслить. Так человек не будет бояться ответственности перед собой, своими родными и государством.

- А что конкретно вас мотивирует в вашей работе, почему для вас это важно? 

- В первую очередь мое воспитание. Мама воспитывала, что каждый человек должен всю жизнь обучаться и приносить пользу своему обществу, иначе жизнь не имеет смысла. Насыщать себя – всегда есть предел. А дальше что?

 

- Почему вы решили открыть свою школу, а не стать педагогом в уже существующей структуре?

- Потому что там я буду менее свободна в применении новых методик. Наша методика постоянно улучшается.

 

- Это ваша собственная методика?

- Частично, да. Это опыт преподавателей из разных стран, который я изучала, из Финляндии, Сингапура, Кореи, Японии, из России в том числе. Это симбиоз эффективных практик. Также на основе знаний о человеческом мозге, нейробиологии, я понимаю, как сделать так, чтобы мозг максимально естественно воспринимал новую информацию. На самом деле эта мысль совершенно простая. Максимально естественно мозг воспринимает информацию через практику. И высшее образование в будущем во всем мире должно претерпеть кардинальные изменения – обучение должно проходить только через практику.

Мы были недавно на интересной конференции об образовании EdCrunch в Москве, там поднималась актуальная тема – технологии в образовании. Я вижу за этим будущее. Наша задача сделать так, чтобы онлайн был даже более эффективен, чем офлайн. Есть очень много людей, и детей в том числе, которые вынуждены работать и у них нет возможностей ходить в школу, в университет, но они могли бы обучаться онлайн.

- Сейчас одна из задач, которая стоит перед образованием – это воспитание коммуникативных навыков и умение социализации, взаимодействия. Не приведет ли онлайн-образование к обратному? 

- Онлайн – это помощь. К примеру, когда мне было 16 лет, я была вынуждена работать. Я осталась без мамы, и мне приходилось и в школу ходить, и работать. Это было очень сложно, что естественно повлияло на качество моих знаний. Человек, у которого нет выбора, который работает, у него вопрос с социализацией не стоит. Стоит вопрос знаний. Зачастую это сильно замотивированные люди, потому что они хотят вырваться из тяжелого состояния, хотят лучшего, а возможно это только при получении новых знаний, через образование.

 

- Значит, эта система более подходит для старшеклассников, студентов? А что делать с теми, кто мало мотивированны? Не все готовы в силу своего характера стремятся изменить свою жизнь. 

- Естественно для таких людей останется традиционное образование. Но таких меньшинство. Средний класс  — это очень маленький процент людей в мире. В мире 250 млн детей находятся за чертой бедности или живут в условиях рабства.

 

- Давайте поговорим про вашу школу. Как долго она работает? Есть ли статистические данные по эффективности?

 -Самой школе почти три года, преподаю я около 10 лет. За это время мы воспитали порядка 500 учеников, и из этих учеников 80% заговорили на китайском языке, на уверенном элементарном уровне. Это примерно 150-200 слов. Для примера, мы используем в обычной речи на русском языке не более 300-400 слов. Этот результат ученики достигают за 4 месяца, что очень быстро, потому что мы обучаем говорить. Мы делаем тоже самое, что с нами делают наши родители в детстве. Они с нами говорят, и мы учимся у наших родителей именно говорить. Затем уже, если некоторым ученикам поставлена задача научиться читать, они дальше продолжают обучение китайского с нами, но сначала мы обучаем только говорить.

 

- Ваша методика распространяется на все языки или она адаптируется под какие-то определенные языковые группы? 

- Методика может быть адаптирована под любой язык. Главное, чтобы были учителя-носители, которые могли бы поставить произношение. Я много знаю людей, у которых прекрасный словарный запас английского языка, но как только они приезжают в Англию либо в Америку, они не понимают, что им говорят, и их не понимают. Поэтому у нас стоит задача — поставить произношение. Естественно учителей с хорошим произношением в государственных школах недостаточно. В таком случае опять могут быть полезны онлайн-уроки.

- Расскажите про онлайн-занятия. Что вы делаете на этом поле?

- На сегодня мы используем скайп. Мы обучаем принципиально только в группе, в том числе и в скайпе, потому что мы люди социальные. Учиться говорить с одним человеком – бессмысленно. Мы с детства учимся говорить у разных людей, и то же самое мы делаем при обучении. Поэтому у наших учеников по пять преподавателей. В один день – один, в другой – второй, и так далее. У каждого преподавателя своя скорость речи, свое произношение, к примеру американский акцент или британский, южный диалект в Китае или северный. Это нужно, чтобы ученики могли понимать основные моменты произношения в языке. И самое главное — важно учиться в группе, даже онлайн, потому что мы русскоговорящие делаем одни и те же ошибки, звуковые, грамматические. Когда мы слышим свои ошибки со стороны, мы понимаем в чем дело.

В Москве, на конференции, мы общались с программистами, которые разрабатывают разные системы обучения, и сейчас мы в процессе выбора лучшей из этих. Наш глобальный план – это развить онлайн-платформу по английскому и китайскому языкам для всего русскоговорящего мира. Благодаря онлайн-обучению легче проверять качество работы учителей, результаты учеников.

 

- Расскажите про поездку, которую вы совершили в августе 2016? 

- Мы ездили на остров Хайнань, там находится город Хайкоу и наш партнер Хайнаньский университет. Мы с ними вели переговоры очень долго, потому что краткосрочных курсов по китайскому языку у них нет. Они дали согласие обучать китайскому языку наших учеников в краткие сроки только после  того, как мы сказали, что у нашей школы стоит цель — развитие отношений между Россией и Китаем.

Ездили наши ученики, те, кто уже говорят минимум на элементарном уровне. Они изучали китайский язык по пять часов в день пять дней в неделю. В свободное время на выходных они могли проводить время, как им хотелось, например поехать в соседний город. Мы принципиально не устраиваем ученикам совместные походы, мы делаем все, чтобы они разбились на 2-3 человека и практиковали язык. В первый вечер я съездила с учениками в Университет, провела вместе время, но на следующий день сказала: «Поздравляю! Вы в Китае, теперь вы можете практиковать язык». Естественно, они этого не ожидали, они думали что я буду постоянно с ними, и мы будем толпой ходить по 15 человек. Сначала было противостояние, но уже потом, в конце поездки, они мне сказали: «Благодарим, что вы все это время не были с нами, и мы были вынуждены говорить на китайском». Там на английском никто не говорил, даже на ресепшене в отеле, где мы жили.

- Давайте вернемся еще немного к онлайн-обучению. Как онлайн может помочь научить людей думать?

- Онлайн-уроки должны быть коротки, яркие, в движении, чтобы мозгу было проще воспринимать информацию. Тому аргумент, почему мы ходим в кино? Оно оставляет впечатление. Такими же должны стать уроки. Человек посмотрел видео-урок и задача видео в том, чтобы не давать ответы, а подводить к ответам. Эта система очень интересна, она сейчас используется в очень хороших школах в Англии. Они ничего не пережевывают. Допустим, когда мне ученики задают вопрос: почему Китай называется Срединным государством? Я говорю: «Давайте догадаемся. Как вы думаете?» И то же самое должно быть в видео. Например, урок по истории Китая, такой же вопрос в видео, и варианты ответов:

  1. Потому что они видят себя в центре мира (это наше западное узкое мышление);
  2. Какой-то смешное ответ, типа, потому что китайцы маленького роста;
  3. Потому что китайцы стремятся к золотой середине.

В большинстве случаем люди выбирают первый вариант, тогда на видео вылезает позитивная картинка, которая предлагает попробовать еще раз, и дает подсказку: середина в большинстве культур является символом гармонии. Благодаря подсказке человек выбирает правильный ответ. На сегодня онлайн-уроки выглядят так – выкладывают в сеть видео, на котором человек вещает что-то то нудным тоном. Но почти невозможно воспринимать даже интересную информацию в скучной подаче.

 

- Как отслеживать качество знаний через онлайн ?

- Тесты. Нужно, чтобы человек делал их постоянно.

 

- Но тесты как раз не позволяют думать. 

- Обучаться думать должен в процессе. А тесты только проверяют знания. К примеру, чтобы сдать ЕГЭ по английскому, нужно очень хорошо уметь читать. Там непростые статьи, и уже по ответам можно понять умеет ли ребенок читать и анализировать прочитанное или нет. Тесты хороши, чтобы быстро проверить знания человека. Как я уже сказала, онлайн-уроки должны подводить к ответу, развивая. От тестирования мы никуда не уйдем, хотя вообще мы должны уходить от оценок. Финляндия ушла. Когда мы ставим оценки, плохо-хорошо, баллы, проценты, люди начинают бояться делать ошибки. Делая ошибки, они учатся. Наша задача это поддержать. Я сама очень много училась ради оценок и сейчас на протяжении десяти лет я избавляюсь от этого мышления, от сопернического мышления. Я хочу взаимодействовать.

Деление на тупых и умных приводит к тому, что два-три ученика замотивированы, а другие перестают верить в себя. Поэтому надо менять систему образования и учить людей мыслить.

 

Текст Дина Шакенова / Фото Михаил Следьев