Феминизм – путь к прогрессу

«Свобода, равенство, сестринство», «моё тело — не твоё дело», «даёшь равноправие» и другие лозунги в таком духе мы всё чаще слышим в современном обществе. Феминистки борются за свои права, за равенство с мужчинами.

 

Феминизм возник ещё в далеком XVIII веке. Первая американская феминистка Абигейл Смит Адамс (1744-1818) тогда произнесла известную фразу: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». Собственно с этого и началась первая волна феминизма, которую ещё называют «суфражизм» (с английского избирательное право). В 1867 году в Манчестере появилось «Общество женского избирательного права», позже начал издаваться «Женский суфражистский журнал». Движение дало свои плоды, и уже в 1893 г. в Новой Зеландии женщины получили активное избирательное право. За Новой Зеландией последовала Австралия, а в 1928 г. к ним присоединилась и Англия. Добившись избирательного права, возможности на учёбу в университетах и работу вне дома, первая волна понемногу пошла на спад.

 

Возродила феминистское движение француженка Симона де Бовуар. И, хотя она не считала себя феминисткой как таковой, именно её книгу «Второй пол» принято сегодня считать основой движения. В ней писательница и философ критикует статус женщины в обществе и его патриархальную культуру. «Только тогда, когда будет покончено с рабским состоянием половины человечества, когда разрушится основанная на нем система лицемерия, деление человечества на два пола обретет свое подлинное значение, а человеческая пара — свой истинный облик», — пишет Бовуар.

 

Таким образом, пробуждение социального женского самосознания в начале 60-х годов ХХ века привело к возникновению второй волны феминизма. Здесь следует отметить, что он, в свою очередь, разделился на два направления: либеральный и радикальный.

 

Целью либерального феминизма стала борьба за создание равных возможностей для самореализации обоих полов и уход от дискриминации по признаку пола во всех сферах экономической активности. Радикальные феминистки, что понятно из названия, решили перевернуть всё с ног на голову и обвинили мужчин в том, что они вынуждают женскую сексуальность к постоянному обслуживанию своих нужд и желаний. На общественное обсуждение были вынесены ранее запретные темы сексуальных домогательств, домашнего насилия и женского сексуального удовольствия.

Почти одновременно со второй волной в начале 90-х возникла и третья, которая отказывалась от понимания женской гетеросексуальности как стандарта и нормы, высоко ставя сексуальность как инструмент раскрепощения женщин. Следует отметить, что веточки на древе феминизма дали множество ответвлений. На сегодняшний момент существует также антирасистский, интерсекциональный, культурный, марксистский, постмодернистский, постколониальный, психоаналитический, сепаратистский, сексуально позитивный, транс и даже поп-феминизм. Не будем даже вкратце описывать суть каждого из них, потому что ваш мозг взорвется и в результате образует новую вселенную.

 

Поговорим лучше о России, где во время вышеописанных событий и знать не знали о феминизме, которым развлекались иностранцы. У нас в XIX веке доступность высшему образованию определялась не гендерным признаком, а положением в обществе. В 1917 году женщины стали обладать избирательным правом, также как упрощённой процедурой развода и правом на аборт. Именно в советском союзе появились ясли и детские сады, позволявшие женщинам не сидеть дома, а максимально интегрироваться в «коммунистическое строительство». Однако в 60-80-е годы ХХ века, когда в мире шла вторая волна феминизма, государство вернулось к традиционной гендерной идеологии, а женское движение контролировалось партиями, и все акции на 1 мая и 8 марта были согласованы. Да, ведь 8 марта не всегда был «праздником весны и красоты», на который принято дарить женщинам цветы. В 1910 году немецкая коммунистка Клара Цеткин решила, что должен появиться специальный день, когда женщины будут устраивать митинги в защиту своих прав и обращать внимание общественности на свои проблемы. Таким днём стало 8 марта. В СССР международный женский день приобрёл статус официального праздника в 1921 году.

 

Если говорить о сегодняшнем дне, то в России равенство полов в сфере образования и здравоохранения стоит на высокой ступени, а вот в политике женщины почти не представлены, что серьезно отличается от среднего показателя по миру. Сейчас феминистки заявляют о себе всё громче, устраивают митинги, иногда даже проявляют агрессию. Одной из главных проблем современности стал вопрос об изнасиловании. С 1994 года в России существует специальный центр «Сёстры», где помогают девушкам и женщинам, пережившим насилие. Однако у центра нет адреса, это скорее телефон доверия. Также в нашей стране насчитывается около 600 различных организаций, отстаивающих права женщин. К слову сказать, они часто спорят между собой и не могут договориться, кто же всё-таки прав.

И тем не менее, чего же все-таки добился феминизм за свою долгую историю? Плодами этого движения стало избирательное право для женщин, возможность иметь образование, работать и получать зарплату наравне с мужчинами (не всегда и не везде, но), а так же чаще занимать руководящие должности и даже стоять во главе правительства, право подавать на развод и распоряжаться своим собственным телом, быть частью политической и экономической жизни страны, заниматься «мужскими» видами спорта.

 

В настоящее время многие женщины забывают, что именно благодаря феминисткам они имеют то, что имеют, и осуждают это движение. Возможно, радикальный феминизм перегибает палку и, на мой взгляд, как и в ситуации с бодипозитивом, служит лишь оправданием человеческой слабости. Но не стоит сгребать всех в одну кучу. На сегодняшний день феминизм нужен не только женщинам, но и мужчинам, которые под давлением общества боятся показывать свои эмоции. Элементарная просьба о помощи кажется для них проявлением слабости, поэтому они предпочитают справляться со всем в одиночку.

 

Как правильно отметила в своей известной речи в ООН Эмма Уотсон, «если мужчинам не нужно будет проявлять агрессию, чтобы их приняло общество, то женщинам не нужно будет им подчиняться. Если мужчинам не нужно будет всё контролировать, то и женщинам не придётся находиться под этим контролем». Вся проблема в том, что весь мир живёт в пределах каких-то издавна сложившихся рамок, забывая о том, что жизнь меняется. Мы изобретаем новые технологии будущего, но при этом всё ещё живём прошлым.

 

Сейчас очень остро встала проблема о насилии и домогательстве. Люди по всему миру делятся печальными историями об изнасилованиях под хэштегами  #янебоюсьсказать и #metoo, чтобы хоть как-то обратить внимание общественности на этот вопрос, который правоохранительные органы проходят стороной. Здесь снова стоит сослаться на речь Эммы. Насилие происходит не потому, что девушки вульгарно одеваются и сами напрашиваются на это (есть, конечно, отдельные случаи, но их не так много), нет, дело в другом. Дело опять же в обществе, которое требует от мужчин мужественности и не терпит слабости. Но эмоции, которые они сдерживают внутри себя, рано или поздно лезут наружу, что проявляется в агрессии, насилии и даже убийствах. Феминизм сейчас борется за то, чтобы таких случаев стало как можно меньше. Но этого возможно будет добиться только, если люди станут равны между собой. Равны в проявлении своих эмоций, равны на работе, равны в жизни.

В конце концов мы верим, что каждый человек способен достигнуть того, что ему хочется, не ущемляя прав другого вне зависимости от пола. Мир начинается с нас, и пока мы сами не станем лучше, у человечества нет шансов.

 

Текст Алиса Топчий \ Коллаж  Gemma Anton