Музеи в современном мире

В Санкт-Петербурге проходил фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Художники из семи стран представили 12 выставочных проектов в восьми музеях Петроградской стороны, которые не пользуются такой популярностью, как Эрмитаж или Русский музей.

 

Их работы были посвящены общей теме фестиваля — «Факты и вымыслы». Этот проект удачно совпал с фестивалем «Неделя института «Стрелка», где выступил Трой Террьен, куратор по инновациям музея Гуггенхайм (Нью-Йорк), и рассказал о возможностях, угрозах и роли музеев в цифровом мире. Попробуем вместе с ними ответить на вопрос: 

Традиционно музей — это место обобщения коллективного опыта человечества в культуре, искусстве или другой дисциплине. Так люди осознают действительность, сравнивают прошлое и будущее, находят важные параллели и смыслы. Когда ребенок маленький, родители, бабушки-дедушки часто затаскивают его по музеям: «смотри, учись, пойми весь смысл мира за эти полтора часа в душном, тесном зале, малыш». Став взрослым, мы приходим в музей и оцениваем его с высоты своего опыта, вспоминая впечатления детства. 

 

Однако в мире XXI века музеи перестают быть непререкаемой истиной: благодаря науке и технологиям, новым находкам, раскопкам, мумии, лежащие в музеях, оказываются другого пола и возраста, Пирамиды оказываются старше, чем думали о них люди. В последние годы были найдены более древние памятники, меняется сама история. Теперь человечество может изучать население планеты не по черепкам и останкам, а через тесты ДНК, отслеживать путь движения предков много миллионов лет назад по глубоким анализам мировых ледников и впадин. Появляются новые точки зрения на происхождение людей, их образ жизни и этапы развития, стали возможными исследования найденных пещер, памятников древности на новых молекулярных уровнях. Меняется мир, и музей больше не является островком единственного авторитетного знания, мы больше не понимаем, что будет в будущем, потому что меняется даже то, что было в прошлом. 

Именно в поисках новых смыслов в музеи приходят элементы современности —  восемь музеев Санкт-Петербурга приняли на своих площадках современных художников неслучайно. В Музее сновидений Зигмунда Фрейда с помощью специальной стеклянной рамки анимированные фигуры и объекты разыгрывали спектакли на поверхности музейных экспонатов – вот он, метод свободных ассоциаций Зигмунда Фрейда в действии. В инсталляции в Музее-квартиры Елизаровых, художник Варвара Шаврова через историю своей семьи, представленной в виде реального тканного полотна, рассказала историю Европы ХХ века: войны, бедность, глобальные миграции, проблемы беженцев, перераспределение власти и возникновение нового миропорядка, сломанные судьбы целых поколений. Такие метафоры дают посетителям шанс на новое понимание мира, осмысление его через то, что еще недавно было жизнью их предков. 

Нововведение многих музеев – появление должности «куратора по инновациям». Это тот современный человек, который протягивает нить между музеем и современными людьми. 

 

«5-6 лет назад музеи Нью-Йорка столкнулись с тем, что мир изменился, он сал информационным. Газеты и СМИ этот период прошли, стали цифровыми. В музеях появились люди с опытом цифровых практик, у музеев появились аккаунты в социальных сетях – кураторы стали помогать музеям понять изменения в культуре, рассказывали, как измениться. Музеи теперь должны обращать внимание на важные события, которые происходят в обществе, реагировать на них, инициировать онлайн дискуссии мысли», — говорит Трой Террьен.

Музей – это платформа, где создаются общественные смыслы, он создается с некоммерческой целью, здесь не зарабатывают деньги. Это площадка между наукой и СМИ, которая помогает понимать культуру, и здесь можно и нужно использовать современные технологии. Музеи могут выглядеть не как раньше, но останутся выставки, мероприятия, просто некоторые из них перейдут в онлайн поле, а какая-то часть останется в офлайн – люди не перестают напрямую общаться с живой природой, лесом и речкой, потому что появились современные технологии. 

 

«Музей – это место, где мы собираем по крупицам предметы творчества и созидания именно тех людей, которых можно назвать архитекторами нашей жизни. Поэтому история – это баланс между смелыми людьми и бюрократами, привычной системой построения жизни и чем-то новым и нестандартным», — считает Трой Террьен.

 

Мы собрали мнения представителей музеев-участников проекта «Современное искусство в традиционном музее», научных сотрудников других музеев и pr-специалистов в области искусства.

Текст Рада Ярушкина\ Анимация Hayden Zezula