Егор Звездин: Погружение в digital барокко

Мы поговорили с Егором Звездиным, со-продюсером и идейным вдохновителем фестиваля ALCESTE, о том, почему идеи барокко актуальны до сих пор и чего не хватает молодым медиа-артистам и организаторам ивентов в Петербурге. 

 

— Егор, почему вдруг культурный фестиваль? 

— Мы – я и Марго (Марго Бор – со-продюсер мероприятий ALCESTE) – являем собой культурный срез Петербурга. Родившись и будучи взращёнными в этом городе, сложно не иметь никакого отношения к культуре. Я с детства посещал музеи и галереи с бабушкой. Когда стал взрослым человеком, жизнь привела меня в художественную среду: у меня очень много знакомых художников, скульпторов, поэтов, музыкантов, галеристов. Я в этом всем варюсь постоянно. 

 

— Я про тебя читала, что ты и продюсер, и стилист, и художник. Так кем ты себя ощущаешь?

— Все это правда. Я недавно был на семинаре по теме «Мода и искусство» в Молодежном центре Эрмитажа, и лектор использовала хороший термин – люди Возрождения. 

 

— Универсальные люди. 

— Да, люди – многостаночники, которые пробуют себя в разных деятельностях. Я себя к ним отношу. Я закончил факультет «Связи с общественностью», вместе с Марго, потом мы еще ездили в Лиссабон учиться на курсе «Бренд-менеджмент». Поэтому с одной стороны, мы пиарщики, прагматики. С другой стороны, в нас сильное желание выразить себя творческим способом. И сейчас звезды правильно сошлись – мы начали делать ALCESTE. Потому что не делать нельзя. 

 

— Расскажи об этом. Что было импульсом к запуску?

— У меня был до этого большой художественный проект «Кризис Гуманизма», посвященный наследию конца эпохи Ренессанса и начала барокко. В этом проекте я сопоставлял работы Караваджо с современностью. У меня были большие экраны, плазменные панели, на которых был зациклен ролик – диптихи в электронном виде. Премьера выставки прошла в лофт-проекте Этажи в 2016 году, а летом прошлого года выставка оказалась в QuartaRiata на месяц. Мой проект открыл, запустил, если так можно сказать, галерею gif-арта. Таким образом я попал в круг общения QuartaRiata. Это место меня очень вдохновило. Рядом прекрасный барочный парк Петергоф, два милых классических особняка, а внутри – космос будущего. Туда приезжаешь сонастороиться с космосом. И однажды у меня произошла такая сонастройка. Я гулял по парку, слушал классическую музыку, и в плей-листе выскочила итальянская исполнительница барочной музыки Чечилия Бартоли. Она приезжала несколько лет назад в Петербург, работала в архивах Мариинского театра и восстановила несколько арий барочных опер на русском языке. Это те потрясающие вещи, которые несправедливо забыты. Вот такой был знак и первый импульс к созданию нового проекта. 

 

У нас есть прекрасное наследие с одной стороны, а с другой – есть замечательные вещи, которые делают современные диджитал-художники. Вдохновившись этими двумя полюсами, мы решили сделать нечто новое на стыке. Наша идея и задача помогать возрождению культурного наследия и популяризовать барокко, а с другой стороны, привлекать современных художников, направляя их на переосмысление ушедших эпох. 

— Постмодернизм такой.

— Конечно, но в этом ключе он очень красив. Когда накладываешь барочную музыку на современные проекции, они иначе звучат. Так и родилась идея ALCESTE. Мы поговорили с Женей (Евгением Потапенко — CEO арт-резиденции QuartaRiata), он ее поддержал. Конечно, изначально мы хотели замахнуться на полноценный спектакль. Но поняли, что слишком высока ступенька. Поэтому решили раздробить на несколько последовательных частей. 

 

— Почему вы решили сделать закрытый формат мероприятий, по приглашениям?

— То, что мы делаем, не для каждого в хорошем смысле. Есть определенная публика, на которую мы сейчас работаем. На самом деле, просто так в Петергоф, в QuartaRiata люди лишние не ходят. Площадка рассчитана на посадку всего на 150 человек. Поэтому формат «приходите все» не получится. 

 

— Что было на первом мероприятии и что ждет нас дальше?

— На первом мероприятии в феврале у нас было концертное исполнение узнаваемой барочной музыки – Вивальди, Бах, Гендель, которое перерабатывал Дмитрий Шубин, звуковой экспериментатор. 

Сейчас будет расширенная программа, более насыщенная и интерактивная. Финальное мероприятие нашей ассамблеи искусств будет полноценное театрализованное представление в стиле digital барокко на одной из крупных театральных площадок города с последующей вечеринкой в QuartaRiata. 

 

— Так, а почему барокко?

— Во-первых, это красиво. 

 

— Наверное, этого уже достаточно.

— Первый расцвет Петербурга пришелся на барочное время. И наконец, это потрясающая эпоха, которая совместила в себе исторический опыт Средневековья и Ренессанса. Барокко – это культурное и художественное продолжение развития тех эпох. Это новая эпоха, новое время. Человек ощущает себя по-новому, возникают новые философские концепции – мост в Просвещение. Мы будем вводить эту философию в наши мероприятия.

 

— У вас в презентации есть упоминание про задействование пяти органов чувств. Как это? 

— Как раз об этом и пойдет речь на грядущем 18 мая мероприятии. Воспитание наших органов восприятия мира: зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния. Чтобы внутренняя составляющая была возвышена и могла воспринимать прекрасное, все органы чувств должны прочувствовать остроту контрастов: свет – тьма, громкий звук – тишина, сладость – горечь, запах изящных духов – дым, мягкость – колкость. Мы воспитываем чувства нашего гостя. Люди привыкли все видеть только глазами, что забывают про другие органы чувств. 

—  Расскажи, какой вы контекст вкладываете в мероприятие, что должно остаться у зрителей? О чем должны рефлексировать люди и что помнить? 

— Это абсолютно барочная философия – воспитание чувств. Моя задача в приятный вечерний ивент внести и некий познавательный элемент. Как это сейчас называется Edutainment, объединенные термины Education и Entertainment, то есть развлекаясь познавай и обучая развлекай. Это очень расхожая идея для барочного времени. 

 

Кроме того, для меня очень важно возрождение русского культурного наследия и его связи с современностью. Не просто достать старый экспонат, стряхнуть с него пыль и поставить на полку музея. А оживить и представить его в современном виде. И чтобы современные художники наполняли свои произведения сакральным смыслом, которого им сейчас, на мой субъективный взгляд, не хватает. Работая с нашим историческим и культурным наследием, они имеют возможность вывести свои работы на новый уровень.

 

На первом мероприятии были представлены работы резидентов QuartaRiata. Классные работы, но среднестатистическое время, которое там проводили люди, составляло 15 минут. Люди с современным фреймовым восприятием посмотрели и ушли. Мало кто останавливается задуматься. Подтолкнуть к рефлексии можно только посредством серьезного погружения. 

 

— Сейчас многие музейные работники и кураторы говорят, что современное искусство вообще невозможно воспринимать без анонсов и пояснений. Если не объяснять зрителям, что нарисовано или создано, то люди просто проходят мимо, не задерживаясь. 

— Согласен. Современное искусство слишком личностное. Недавно приезжала в Петербург бельгийская художница Йоханна ван Овермейер. За пару дней до открытия выставки я был на ее паблик-толке. Она настолько увлекала своим рассказом, что, естественно, когда я пришел на выставку, ее работы стали иными для меня. Появился тот смысл, который люди, пришедшие с улицы, просто не улавливали. 

 

— Так что будет на самом мероприятии 18 мая? Театрализованное представление, дополнительные выставочные пространства и зоны для воспитания чувств?

— Да, именно так. Все это завязано на барочную эпоху как связующее звено. 

— Почему вы выбрали такой сложный формат? Он не простой и для организаторов, и для зрителей. 

— Просто — уже не интересно. Барокко громоздкое само по себе. Оно захватывает полностью. Приезжая в Петергоф, ты полностью погружаешься в атмосферу. Приезжая на наши мероприятия, ты полностью погружаешься в нашу атмосферу, насыщаешься ей. Воздействуя на зрителя со всех сторон, мы хотим донести до людей, что эстетика барокко прекрасна и современна. А теория человека барокко обязана жить в нас. 

 

В Петербурге последнее время перестали делать мероприятия, которые мне бы искренне нравились. Потому что нет особого отношения к гостям. Мероприятий слишком много, и они стали среднестатистические. Конечно, финансовый кризис, народ старается экономить, но, на мой взгляд, очень важно, чтобы люди, которые приходят к тебе на мероприятие, запомнили его надолго. Например, на заре своей карьеры я работал с известным продюсером Аркадием Волком. То, что он делал, было потрясающе. Это был конец нулевых, золотое время — деньги тогда лились рекой. Мы делали с ним несколько мероприятий с алкогольными брендами,  которые потом еще возили во Францию, в Сан-Тропе. Эти вечеринки до сих пор помят гости, хотя прошло уже 10 лет. Я хочу делать такие мероприятия, которые запоминаются. Именно поэтому мы обязательно возим людей на автобусе из Петербурга в QuartaRiata и обратно. Потому что это гости моего вечера, я хочу чтобы им было комфортно. Я делаю это для себя. В жизни всегда важно делать все как для себя. 

 

— Твоя модная карьера перекликается с фестивалем?

— Естественно, я же стилист. Для меня всегда важна визуальная составляющая, и не только в плане одежды. Важно создать вселенную, где все будет гармонично смотреться. Чтобы люди, интерьер и атмосфера были сбалансированы. Естественно, костюмированная история – это вообще для меня отдельная тема, я бы хотел, чтобы в моих мероприятиях всегда были костюмированные элементы. 

 

— Можешь в завершение сформулировать, что такое барокко лично для тебя?

— Я из категории людей, которых можно назвать ретроманами. Я часто вдохновляюсь прошлым, поэтому для меня барокко – один из важных источников вдохновения, позволяющих мне творить, создавать новое и прекрасное для людей, которые меня окружают. 

1. Посмотреть фильм «Мария-Антуанетта», реж. Софии Копполы. 

2. Послушать торжественную степенную музыку придворного музыканта Людовика XIV Жан-Батиста Люлли.

3. Изучить работы художественного объединения АЕС+Ф.

4. Пройтись по Эрмитажу с современной музыкой в наушниках.

Текст Дина Шакенова / Фото Юлия Равковская