Кирилл Сорокин: «Документальное кино настроено на то, что происходит вокруг, здесь и сейчас»

Сооснователь Beat Film Festival Кирилл Сорокин рассказывает о том, что нас ждет на крупнейшем фестивале документального кино про современную культуру в этом году.

 

— Начну, пожалуй, издалека. В этом году Beat Fest проходит уже, если не ошибаюсь, в восьмой раз. Расскажите, как зародилась идея проведения фестиваля, и были ли у него прототипы, на которые вы ориентировались?

— В 2019 году Beat Film Festival пройдет уже в десятый раз в Москве, а за ее пределы и, в частности, в Петербург мы начали приезжать действительно лет восемь назад. Идея появилась из того, что было довольно много новых классных документальных фильмов про музыку и молодежную культуру, но не существовало платформы, то есть фестиваля, который мог бы про них рассказать и показать их. Референсов было два, и оба скорее интуитивные, нежели сознательные: SXSW в Остине, большом студенческом городе в Техасе, где изначально вообще появился музыкальный шоукейс, потом от него отстроился кинофестиваль, а сейчас там есть и диджитал-конференция, и киноут спикеры вроде Обамы, и отдельная секция про образование. Второй — CPH:DOX в Копенгагене — фестиваль, который своим примером показал, что фестиваль документального кино может быть современным, модным, визуальным и привлекающим молодую аудиторию.

 

— От года к году тематика фильмов несколько видоизменяется. В прошлом году большинство фильмов были посвящены электронной музыке и рейвам. Какова основная тематика фильмов в этом году?

— Тематика фильмов меняется точно так же как погода за окном или новости в телефоне. У нас, как у фестиваля, есть рамка современной культуры, через призму которой мы отбираем фильмы. Поэтому сегодня это могут быть рейвы, завтра соцсети и миллениалы, но мы, конечно, исходим из того, что интересно зрителям. Например, фильм про ньюйорскую банду скейтеров или же фильм Сары Драйвер, многолетней соратницы Джима Джармуша, про Баскию и Нью Йорк в тот момент, когда он еще не познакомился с Уорхолом и был панком и граффитистом — это то, что интересно сейчас, так как все это либо происходит, либо переосмысляется сейчас, в данную минуту.

 

— У вас в планах есть расширение географии фестиваля? Придание ему, например, всероссийского масштаба?

— Фестиваль сейчас существует на максимально возможных оборотах для документального кино в этой стране, дальше — только прокат и, надо сказать, совсем немногие документальные фильмы способны вызывать настоящий интерес, необходимый чтобы выйти за эти пределы; поэтому 15 городов с географией от Петербурга до Владивостока — это и есть всероссийский масштаб.

— Относительно прошлого года, произошли ли какие-то изменения в структуре и формате фестиваля?

— Формат Beat Weekend, который сейчас будет проходить в Петербурге — это всегда лучшие, то есть наиболее востребованные фильмы основного Beat Film Festival в Москве, которые осенью отправляются в 15 городов. Иначе говоря, это максимально простая структура, подразумевающая, что ничего из этих картин пропускать не стоит, так как некая предварительная — зрительская — селекция уже была проведена.

 

— Расскажите, какие события проходят параллельно с фестивалем? 

— В этом году мы делаем большую серию показов Beat10 X Tinkoff вместе с нашим партнером, в рамках которой мы уже сейчас начинаем отмечать будущее десятилетие фестиваля. В Петербурге по такому случаю мы устраиваем специальное событие на Севкабеле, который на один вечер превратится в своего рода декорации фильма Skate Kitchen — рампы, фигуры для катания, скейтеры, художники, специальный сет от британской артистки Jamz Supernova и, надеюсь, атмосфера летнего Нью Йорка в той степени, в которой ее можно воспроизвести на Васильевском острове в начале октября.

 

— Важно ли для вас, чтобы показываемые фильмы отображали или даже лучше изображали политические или социальные сдвиги, происходящие в мире? Демонстрировали актуальные события-явления в контексте фестиваля? 

— В тот момент, когда даже самый информационный посыл обретает визуальный характер это и превращается в кино. Фильм “Рейв в Иране” построен на художественном допущении, такой классической драматической арке, которая и превращает его по сути в приключенческое кино; в реальности, я думаю, все намного прозаичнее. Но документальное кино тем и отличается от художественного, что оно в большей степени настроено на изображение того, что происходит вокруг, здесь и сейчас. Поэтому, например, одни из самых запоминающихся историй Beat Weekend этого года — женские, и неважно, идет ли речь про Сару Драйвер, которая своими глазами видела зарождение всей ньюйоркской сцены 70-х, или про молодую кровь, банду девчонок-скейтбордисток, рассекающих по нему полвека спустя и воспринимающих его через призму инстаграм-ленты.

— Если попытаться грубо обобщить, невзирая на то, что Beat Fest является в своем роде уникальным явлением, можно ли поставить его в ряд с другими документальными фестивалями: Артдоком, Рудником на острове Свияжск или “Посланием к человеку”?

— Мне кажется, что каждый из этих фестивалей — а это все хорошие фестивали, с мощной кураторской мыслью — по-своему уникален, так как обращается к разной аудитории. Это позволяет нам счастливо сосуществовать с Артдокфестом в Москве и с “Посланием” в Петербурге, хотя Beat Weekend проходит тут через две недели после. Свияжск это вообще отдельный случай, так как ты делаешь фестиваль настолько компактный, что каждый твой фильм все равно будет увиден. Но этим фестиваль и отличается от проката: он должен взаимодействовать с городской средой, улавливать веяния и хотя бы немножко управлять настроениями. В этом году мы, помимо прочего, показываем фильм про Жана Мишеля Баския — и мне ужасно интересно, как его примут в Петербурге, городе с художественной традицией во многом созвучной среде, из которой вышел Баския.

 

— Спасибо большое, что нашли время для интервью. Желаем вам дальнейшего развития и расширения фестиваля и больше новых интересных картин!

 

Текст Данил Фокин / Источник фото интернет, а также личный архив фестиваля