Редакция журнала MOONCAKE встретилась с Гошей Бондаревым, одним из основателей фирмы waf-waf, производящей деревянные значки, чтобы поговорить о его жизни до и после решения начать собственный бизнес. Гоша рассказал о том, как пришел к этой идее и что изо дня в день вдохновляет его на работу.
– Гоша, поговорим о самой идее - как тебе пришло в голову начать этим заниматься? Почему именно значки, почему деревянные?
– Начинали мы с братом, нам всегда очень нравилось дерево. И как материал, и сами деревья. В какой-то момент появилось понимание, что можно что-то из этой любви сделать. Не было идеи значков, было только желание что-то деревянное делать и продавать людям. Мы решили купить оборудование, и только получив его, стали думать, что мы можем предложить, и кому это вообще надо. У меня, например, татуировка со Львом Толстым, и не у меня одного. Это привело нас к мысли, что у людей есть потребность выразить любовь и соответствие со взглядами великих людей, но формой передачи любви еще несколько лет назад служила, например, татуировка. Мы подумали, что можно сделать какой-то канал попроще, и для этого отлично подошли значки. Легко повесить значок с любимым писателем и донести до мира свою любовь. Поэтому, первая коллекция была с лицами писателей, и ее очень здорово встретили. Мы всегда делали то, что носили бы сами.
– А как рождались идеи для новых коллекций? Что, в принципе, помогает творческому подъёму?
– Нам помогают отзывы. Например, недавно мы получили рукописное письмо от девочки из какого-то маленького города о том, что значки пришли, и это какое-то невероятное событие, она счастлива – настолько, что это её сподвигло написать огромное письмо вручную. В итоге, мы зачитывали его вслух для всей команды. Мы хотим, чтобы члены команды тоже понимали, что они это делают не просто в пустоту. То есть, нас больше всего вдохновляет, что кто-то улыбается и радуется. Что это вдохновляет самих людей.
– Звучит очень благородно. Если говорить о команде, то как вы мотивируете ребят? Или они сами замотивированы?
– Мы, в первую очередь, создаем атмосферу. Берем людей, которые, на наш взгляд, очень органично впишутся и разделят наши ценности, а главное, будут работать не только ради денег, а потому что им это важно, и они понимают, как это важно другим.
– Вижу, висят свитшоты (интервью проходит в фирменном магазине waf –waf, готовящегося к открытию – прим. ред.), а на них графика. Это ведь ты сам рисуешь? Ты давно этим занимаешься?
– Тоже, получается, года три. Как я потом понял, у меня каких-то выдающихся способностей не было. Если сравнивать с обычным людьми, то я был даже ниже уровнем, чем они. Потому что первую часть жизни посвятил науке, изучал физику, а потом понял, что это не мое. И вот наткнулся на все эти шрифты, и мне это настолько понравилось, что я очень много времени стал этому посвящать, и благодаря этому смог как-то вырасти. На счет физики я совсем не жалею, это очень помогло сформировать мозги, то есть, если бы я вернулся во времени, то я бы опять пошел туда же.
– А что тебя в своё время подтолкнуло бросить науку? Что может, в принципе, подтолкнуть человека начать новый путь, свернуть в сторону от основной дороги?
– Мне кажется, очень важно анализировать то, что происходит в жизни, то, какие это эмоции вызывает. Во время учебы я начал чувствовать, что, может, это немного не мое. Стал анализировать, и пришел к выводу, что эта профессия не позволяет мне быть счастливым в полной мере, самореализоваться. Я думаю, что любой человек должен заниматься двумя вещами - либо искать то, чем он хочет заниматься, либо, непосредственно, этим заниматься. Поиск может быть долгим, но важно, чтобы он был активным – не просто сидеть рефлексировать и думать, а пробовать. И даже если человек пробует, но понимает, что это не то, сам факт попытки тоже положительно на нем отражается, потому что он перешагивает и идет дальше, плюс, он узнал что-то новое.
– Взять твой пример – ты говоришь, что у тебя не было особо выдающихся способностей, но ты начал заниматься каллиграфией, и у тебя получается очень хорошо!
– Да, но есть важный фактор – выбранному делу нужно посвящать много времени, и делать это осознанно. В самом начале я ощущал огромную разницу между картинкой в голове и тем, что у меня получалось на деле, но я понимал, что разницу можно преодолеть и приблизиться к тому, что изначально возникло в голове. Меня мотивировало то, что, когда я смотрел на другие работы, я четко понимал, что этот человек тоже когда-то учился так делать. Поэтому, в целом, знаю направление и иду дальше.
– Получается, тебя мотивирует сам путь и то, что ты по нему идешь? То есть, сам прогресс?
– Да. И еще то, что, делая что-то, оказывается, можно вдохновлять других. Также, я использую леттеринг как платформу для своих мыслей – мне важно их вынуть из головы, и получается это благодаря рисункам, шрифтам. Тогда я могу отделиться от мысли, отпустить ее «в свободное плаванье». Это своеобразная точка.
– Что ты можешь сказать, оглядываясь на свой опыт? Что ты узнал, что стало важно для тебя?
Важно быть настоящим. Я узнал, что можно впитывать эмоции и отдавать их потом в виде качественных работ. Если раньше я мог погрустить, опуская руки; позволял унынию захлестнуть меня с головой, то теперь я в полной мере понимаю, что грусть – такая же сильная эмоция, как и любая другая, и, черпая в ней вдохновение, можно сделать что-то действительно стоящее. Любая работа отражает моё нынешнее состояние, это будто послание в будущее о том, что я мыслю и что чувствую сейчас. То, что я сначала занимался физикой, а сейчас каллиграфией, делает мои работы в какой-то мере уникальными, я имею ввиду – если бы я занимался рисунком с детства, работы были бы другими – не лучше, не хуже, просто другими. Эта уникальность каждого человека вкупе с упорным трудом и есть залог для достижения успеха.
Текст Деонизия Балде | Фото Из личного архива Гоши Бондарева