Катя Рок знает, как выглядеть так, чтобы попадать в объективы камер streetstyle-фотографов и что нужно сделать, чтобы стать узнаваемой в мире моды персоной. Она успешный персональный стилист, консультирует различные бренды, как маркетолог и снимает видео о моде и стиле для двух YouTube каналов. Трудно ли найти себя и свою профессию? Стоит ли подводить итоги или это только расстраивает? Ответы Кати на эти и другие важные вопросы, а также, рассуждения о трендах и отношении к ним, читайте в интервью журналу MOONCAKE.
Я с детства любила одежду. Именно одежду – не моду, не глянцевые журналы, не дизайнеров. Искала что-то интересное, надевала на себя, и было, в принципе, не важно, модно это или нет. Всегда замечала, когда человек неправильно одет, хотела это поправить, давала советы.
Считала это своим хобби, поэтому не было мыслей связать с этим свою жизнь и пойти учиться в университет на дизайнера, например. По заветам отца и деда пошла в Политех, но не на физмат, а на маркетинг. Тогда приходилось всем объяснять, что это такое, потому что у нас такая специальность не особо была распространена. После окончания решила, что раз я пять лет отучилась в университете, то сто процентов пойду работать по специальности. Мне нравилась моя работа!
С IT жизнь меня связала случайно. Мне понравилось веселое объявление на headhunter, но я вообще не знала, что такое IT. Пришла, каким-то образом всех поразила, хотя никаких практических навыков у меня не было. Я, конечно, не совсем зеленая была, а уже к тому времени поработала главным маркетологом по Северо-Западу в компании «Архыз», но в сфере, в которую я рвалась, ничего не знала.
В какой-то момент я поняла, что запуская компьютер на работе, я открываю параллельно с рабочими и вкладки для себя – все, что связано с одеждой и модой. Захотелось заниматься тем, к чему лежит душа.
Когда я ушла из последней своей IT-компании, на меня смотрели с широко открытыми глазами люди, которые мечтают о такой работе, зарплате и о такой жизни, когда ты приходишь к 12-13 на работу, и у тебя оплачена еда, телефон. Я все оборвала и решила двигаться в сфере, которая меня привлекала, но не понимала, что мне делать дальше. Завела паблик ВК, ему как раз недавно 4 года стукнуло. Только через полгода-год удалось понять, как монетизировать свою деятельность. Здесь пригодилось образование — я понимала инструменты, с которыми мне нужно работать. Конечно, процесс не быстрый, потому что сначала себя нужно зарекомендовать.
Советами мне помог будущий муж — обедали где-то на Рубинштейна, и он мне четко все расписал, поставил мозги на место. Если с 20 до 30 лет человек не нашел себя, то потом будет очень тяжело это сделать. У женщин, конечно, всегда есть возможность вильнуть хвостом, хотя все сейчас такие феминистки.
Полученные во время учебы знания забываются, если к 30 годам не поставить на фундамент школы и университета никаких своих начинаний и не выбрать, что тебе нравится. А это главное — выбрать, что тебе нравится, чтобы двигаться по этому пути. Бывает, люди как раз в этом возрасте думают, что нужно – заработать больше денег. Но все-таки, деньги — это то, что движет человеком, да и всех не заработаешь. Не важно, сколько ты в начале своего пути будешь получать, важно то, к чему ты придешь, как ты будешь в этом расти.
В какой-то момент меня совершенно перестало волновать, что будут думать и что скажут родители. Это моя жизнь. Сейчас я понимаю, что еще в 18 можно было так сказать, но это сложно в том возрасте. Родители были такими же «умниками», как и мы, и почему я должна их слушать? До какого-то возраста они для тебя тотально правы, их жизнь и их решения ты воспринимаешь как единственно верные, но потом понимаешь, что это уже не так.
Несколько раз в год я занимаюсь самокопанием. Первое, что говоришь себе: «Я все делаю не так, это все ерунда», потом уже начинаешь выводить себя из такого состояния: «Ну как же, я же сделал вот это и вот это, а многие вообще ничего». Я понимаю, что если говорить в общем, то я ничего не делаю по сравнению с кем-то. Да, я локально известна, у меня есть какие-то работы, но есть люди, которые гораздо большие трудоголики, чем я, а я очень ленивая. Потом просто выхожу из этого состояния, потому что самоанализом можно заниматься вечно. Я самый главный критикан для себя, это наверняка.
«Великая» фраза современных мотиваторов «выходить из зоны комфорта» — это полный бред. Что это значит? Я создавала эту зону комфорта на протяжении долгих лет и сейчас в ней живу. Меня часто спрашивают: «Почему ты не хочешь детей?» Пока что у меня еще есть время, я наконец-то могу покупать себе все, что хочу, могу поехать, куда хочу, могу спать, сколько хочу. Сейчас моя жизнь выстроена так, что мне максимально комфортно.
Я научилась отказываться от работы, от каких-то вещей, мероприятий, поездок, я научилась говорить «нет» – это очень важно в жизни любого человека. Перестать врать себе и научиться говорить «нет» окружающим.
Не люблю подводить итоги. Мне вообще кажется, что подведение итогов – детская тема. Подводя итоги, ты подводишь какую-то границу или ставишь черту, после которой что? Собственно, после которой вполне может начаться депрессия. При этом я очень часто езжу куда-то одна — это своеобразная перезагрузка, я думаю, от чего мне отказаться в работе, и что привнести в нее. Появляется возможность не говорить ни с кем, а только с собой.
Я люблю Питер, но устаю находиться в одном месте долго, мысли начинают стопориться. Обычно езжу в страны, которые меня мотивируют, в скандинавские например. Я обожаю их стиль, разглядывать то, как они одеваются; мне нравятся местные бренды, устройство жизни. Это все накладывает свой отпечаток. Ненавижу это слово, но приходит вдохновение.
Вокруг меня ходят не люди, а набор одежды. Я всех оцениваю, но ничего никому не говорю, пока не спросят.
Моя гардеробная ломится от шмоток, потому что я все равно потребитель. Однако, мое покупательское поведение изменилось, появляется усталость от моды. Сначала ты просто всаживаешь все деньги, потом переходишь на масс-маркет среднего сегмента, потом внедряешь дорогие вещи. Например, я чаще всего покупаю вещи за границей. В поездке есть определенная сумма денег, можно всадить ее хоть всю – так обычно и выходит – и либо купить две-три крутые вещи, либо завалить два чемодана кучей шмоток. И вот мое восприятие меняется – раньше я хотела эти два чемодана, теперь хочу больше дорогих вещей.
Периодически разбираю свою гардеробную, но ничего не выкидываю: я меркантильная сволочь, пытаюсь все это продать. Придумала новую фишку – буду снимать видео, создавать из этого клевые луки, чтобы продавать через свой YouTube канал. Просто надо этим заняться.
Сейчас я хотя бы начала больше отдавать – маме, сестре, а раньше отдавала только совсем ненужные и считала, что остальное я лучше продам, заработаю деньги и куплю еще больше одежды. Скоро, наверное, придет момент, когда я буду просто все отдавать, и мне будет наплевать. Я надеюсь на это.
Мода — многомиллионная индустрия, которая заточена на то, чтобы продавать. Тренды все повторяются, но меняется форма вещей – длина, ширина, швы. Привычные вещи просто дополняются новыми деталями — идеальный жакет уже изобрели, пальто тоже. Поэтому, когда люди меня спрашивают про тренды, я не понимаю, что нужно сказать – для меня это все не тренды, а просто огромный поток вещей, который периодически уходит в какие-то петли.
Если человек модник, ему нужно держать руку на пульсе, следить, что происходит. Если человек обладает собственным стилем, то он вытаскивает из этих всех новых коллекций вещи, которые подходят именно ему.
Я очень не люблю этот мир быстрой моды из-за того, что Stella McCartney показала супер-боты, а их через две недели, помимо Zara, уже и AliExpress сделал. Начинаешь понимать, насколько часто ты будешь видеть понравившуюся вещь из подиумных коллекций.
Я не понимаю, зачем люди покупают подделки, если у них нет возможности купить настоящее. Зачем пытаться угнаться за всеми этими трендами, если можно накопить на что-то одно хорошее? Это тяжеловато со средним уровнем зарплаты в нашей стране, но, в принципе, возможно. Если тебя просто разорвало, то и в кредит можно взять — мне кажется, что в этом есть смысл, потому что это принесет удовлетворение. Будешь ходить с этой сумкой и чувствовать себя самой крутой на свете.
Если хочется подхватить модную тенденцию, не думайте, что можно просто надеть похожие вещи из своего гардероба. Даже если говорить о сочетаниях в духе ugly fashion — эта мода хоть якобы и страшная, но и в ней есть свои каноны, принципы составления луков. Со старыми трениками ничего не получится, нужны определенные — завышенные, узкие, с молнией сбоку. То есть, придется зайти в Adidas или в секонд за крутым костюмом, пойти в Zara за большим тренчем, который больше тебя на пару размеров и найти в Mango черные кожаные лодочки, которые сделаны в Испании и хорошо сидят, все это надеть на себя и только тогда попасть в образ.
Одеваться вне трендов практически невозможно. Кто бы что ни думал, вся одежда, которая создается в определенный сезон, в определенном магазине, подвластна всем трендам, которые были на подиуме. Просто у брендов, помимо коллекций, есть классика. То есть, можно одеваться во что-то классическое и покупать то, что будет актуально во все времена, либо следить за модой и не пытаться отгородиться.
Если у тебя есть тренч Burberry, лодочки Prada, черная сумка Chanel boy или 2.55, черный свитер Hermes и джинсы Levi’s – все, вот он лук на все времена, ты будешь всегда классной, куда бы ты ни пришла, и как бы сейчас не обыгрывалась мода.
У каждого должен быть свой стиль. Меня периодически бомбит от того, как в Петербурге одеваются. Всего несколько вариаций: либо скандинавский а ля total black — длинные черные пальто, черные рюкзаки Asya Malbershtein, кроссовки, черные брюки; либо недоблогеры, у которых шляпа, цветное пальто, ботинки на толстом каблуке с молнией сбоку. Как будто есть какой-то дресс-код, в котором нужно выходить на улицу.
В чем признаки личного стиля? У тебя есть детали или аксессуары, ты добавляешь какие-то фишечки. Поэтому нужно вставлять что-то свое, обыгрывать свой образ, сделать что-нибудь – вставить перо в шляпу, брошку прицепить.
Очень мало индивидуальностей, очень мало прикольно и интересно одетых людей, в образе которых хочется подмечать детали.
Как только забьешь на чужое мнение, начнешь одеваться не для кого-то в первую очередь, а для себя, сразу станешь нормально выглядеть. Не будешь бояться экспериментов, не будешь бояться купить другие вещи.
Комфорт – очень важный параметр одежды. Я не верю, что женщины настолько себя не любят, что будут выглядеть стремно, когда будут одеваться для себя.
Любить себя – то, что дано не всем, потому что у нас такой менталитет, нас не так воспитывали, наших родителей не так воспитывали. Нас учили жить ради кого-то, отдавать все кому-то. Все это самопожертвование, что свойственно нашим российским женщинам – то, от чего нужно отказываться. Надеюсь, что мы выберемся из советского прошлого, и нация обретет новый образ мышления, а пока что каждый думает, что кто-то должен решать за него.
Еще один способ начать любить себя – клево выглядеть. Через внешнее и внутреннее приходит. Начинаешь одеваться, любить себя, думать о себе.
Текст Деонизия Балде/ Фото из личного архива стилиста