Надя Бокарева: «Чтобы смотреть кино, нужно хорошо знать себя»

Надя Бокарева – режиссер монтажа, она монтировала ролики для McDonalds, Nestlé, Mondelēz, PepsiCo, Sanofi, Hasbro, Visa, Comedy Club Production, работала с российскими и американскими режиссерами над коротким метром и документальным кино. Сейчас девушка продолжает работать в рекламе и параллельно готовит свой личный проект, где выступает и режиссером, и монтажером. 

В интервью MOONCAKE Media Надя рассказала про то, каково быть девушкой в индустрии, нужно ли продолжать делить мужские и женские номинации, какую роль играет образование в профессии и как правильно смотреть кино, чтобы просмотр стал точкой роста для зрителя.  

- Надя, расскажи, как ты пришла к кино? Это было стремлением с детства или осознанный выбор?

 

- Я росла в 90-е, когда были популярны видеокассеты с записанными в «прокате» пиратскими фильмами. Помню, как мама занималась домашними делами и все время что-то смотрела, а я была рядом. Я смотрела все подряд – от диснеевских принцесс до ужастиков. Поэтому, когда я пошла в школу, у меня уже была уверенность, что моя жизнь будет связана с кино. Сначала мне хотелось быть актрисой, как любой девочке, потом это переросло в желание стать монтажером. Выбор профессии, связанной с кино, в моем случае это закрепленный интерес, который укоренился во мне. Я обожаю кино, я живу с ним.

 

- Где ты училась? Что образование дает монтажеру?

 

- Сначала я училась на журналиста, но, как только получила диплом, я поняла, что не хочу этим заниматься. Но именно журфак привел меня к монтажу. Во время учебы я начала монтировать новостные сюжеты, которые мы снимали. Так ко мне пришло осознание, что это ведь тоже связано с кино, а я могу делать монтаж сама. Сначала я училась на курсе фильммейкинга в Лондоне, где дали общие знания о том, как создается кино. Это помогло мне определиться, чем именно я хочу заниматься в киноиндустрии. Обучение было обширным, но поверхностным, и в то же время очень вдохновляющим на получение углубленного образования. После я вернулась в Москву и пошла в Московскую школу кино.

 

У меня на курсе были студенты с разной подготовкой, некоторые пришли уже сформированными профессионалами – они приходили скорее за связями и вдохновением. Лично я шла за всем сразу – несмотря на то, что я уже умела монтировать, я не понимала некоторые принципы работы, как какими инструментами пользоваться профессионально. Для того, чтобы работать в сложных продакшенах в команде эта база просто необходима.

 

- Ты себя позиционируешь как режиссер монтажа?

 

- В России существует грань между режиссером монтажа, видеомонтажером, просто монтажерами и ассистентами. Это достаточно чувствительная тема для многих, потому что все хотят быть серьезными режиссерами монтажа и передавать техническую работу ассистентам. Я бы хотела, возможно, к этому прийти позже, но сейчас я себя позиционирую как видеомонтажер. Мне интересно работать в разных медиа, не только в киноиндустрии. Я не хочу упускать возможности.

 

- Все-таки режиссер монтажа — это про творчество или про технические навыки?

 

— Достаточно сложный вопрос. Я думаю, что должно быть 50 на 50. Потому что можно быть классным техником, но не уметь рассказывать истории. 

А история — это главное в любом видео, будь то реклама, влог, рилс или кино. Нужно постоянно учиться чему-то новому в монтажных программах, наращивая технические компетенции, но всегда держать фокус на режиссерском, сценарном построении повествования. Технически грамотного контента недостаточно, цепляют интересно рассказанные истории.

- Общаясь с разными творческими людьми, я слышала два полярных мнения по поводу обращения к чужому творчеству. Некоторые артисты считают, что нужно постоянно быть в контексте нового, развивать насмотренность. Другие же напротив считают, что для того, чтобы сохранять собственную аутентичность, не стоит следить за чужими работами, а следует избегать трендов, к примеру. Ты на какой стороне?

 

- Для меня вдохновение и просмотр работ других — это обязательное условия развития в профессии. Если сидеть дома и ничего не смотреть, это может привести к излишнему субъективизму, что может быть неплохо для других сторон кино типа режиссуры. Но в монтаже, на мой взгляд, ты должен знать, как работают другие, ты должен видеть, как и какими приемами строится история.

Кроме того, важно внимательно «смотреть» жизнь, наблюдать за бытом, как люди реагируют на события, какие эмоции переживают – это поможет делать кино естественным.

 

- Бывает ли в монтаже авторский стиль?

 

- В монтаже есть забавное стечение обстоятельств, сложенное годами: если один монтажер что-то новое сделал, то все будут это повторять. Монтаж — это прежде всего мода.

 

- Есть стереотип, что монтаж - это мужская, техническая работа. Так ли это? И как ты себя ощущаешь в профессии будучи девушкой?

 

- Краткий экскурс в историю: изначально это была женская профессия, монтажницы резали пленку, складывали, склеивали и отправляли дальше на производство. Во времена немого кино, с одной стороны, казалось, профессия не требует особых знаний, поэтому и была женской, с другой стороны, женщины всегда внимательнее к деталям. Потом монтаж стал прерогативой мужчин, потому что работа требует технических навыков, умения быстро математически высчитывать размер кадра, например. Сейчас соотношение мужчин и женщин в профессии примерно равно. В моем окружении много молодых девушек-монтажеров. Порог входа в профессию снизился, монтаж стал доступнее: каждый может скачать программу и начать монтировать.

 

Каких-то особых трудностей, связанных с гендером, я никогда не испытывала на себе. Если надо разобраться в программе, то ты просто садишься и разбираешься. Это не зависит от пола.

 

- Как ты относишься к тому, что кинофестивали делают награды гендерно-нейтральными? На твой взгляд, это правильный тренд?

 

- С одной стороны, я поддерживаю это решение. Мир не стоит на месте. Если сейчас мы идем в направлении равноправия, то это правильно. Но не стоит забывать, что настоящие гендерные ущемления до сих пор остаются в индустрии. Зарплаты женщин все еще меньше, чем у мужчин. И это касается всех: актрис, режиссеров, операторов, монтажеров и т.д. Женщинам все еще приходится добиваться справедливой оплаты. Лично у меня не было заниженной зарплаты, но, возможно, это частный случай и результат того, как себя подаешь. Но в любом случае, до сих пор в творческих профессиях нужно стоять за себя, если ты женщина. Поэтому мне кажется, что сначала нужно разобраться с настоящей проблемой равноправия, и только потом смешивать категории участников фестивалей.

- Давай немного о работе. Ты говорила, что не хочешь упускать возможности, которые тебе дают современные медиа. Что ты имеешь ввиду?

 

- Во-первых, это возможность работать из любой точки мира и не быть привязанной к месту. Во-вторых, социальные медиа размывают понятие поднятия по карьерной лестнице, ты можешь работать в смежных областях и расти. Сейчас для меня приоритетнее браться за разные проекты, получать новые эмоции и обрастать внутренней профессиональностью. Мне нравится, то, как развиваются новые медиа, и я готова монтировать прямо на телефоне, если это интересно с точки зрения творчества.

 

- Какой проект из уже реализованных тобой тебе особенно запомнился, был близок?

 

- Все проекты любимые и классные. Из недавнего могу назвать рекламу «Макдональдса» - «Свое всегда вкуснее» - 2021 года. В нее было вложено настолько много теплых чувств и смыслов. Она была одной из самых сложных в производстве, при съемках был использован эффект Unreal Engine, когда снимают на зеленом фоне, но сразу на него проецируют картинку. Мы над ней много и кропотливо работали. Я горжусь тем, что была частью этого проекта.

- Тебе важно с кем ты работаешь? Откажешься работать с проектом, чьи ценности не разделяешь?

 

- Сейчас у меня есть возможность выбора, с кем я хочу работать, а с кем нет. Раньше я была готова работать со всеми. У меня есть табу, связанные с политическими и персональными убеждениями. Я не поддерживаю расизм и не стану, к примеру, закрашивать чернокожего человека в кадре, если меня попросят сделать его мулатом. Деньги деньгами, но нужно оставаться человеком. В то же время, если я, к примеру, не ем бургеры, это не помешает мне монтировать рекламу с ними. Это, напротив, может стать отличным моментом творчества.

Ролик для "Лиза Алерт", над монтажом которого работала Надя Бокарева

- Как монтажеры ищут работу, проекты?

 

- Как и все. Есть онлайн-сервисы, биржи, где заказчики ищут подрядчиков. До сих пор актуальны группы на Facebook, где размещают объявления. Так что с поиском работы проблем нет, а с выбором – бывает, потому что не всегда нравится проект или цена. Кроме того, отлично работает Linkedin. Но самое эффективное – это сарафанное радио. За счет того, что в моем окружении люди из мира кино и видео, то, как минимум, раз в месяц всегда найдется человек, который спросит, могу ли я взяться за новый проект.

- Над чем ты сейчас работаешь?

 

- Я работаю над своим личным проектом. У меня есть vhs-камера, и я хочу снять свой фильм, своими глазами, руками, как я это вижу и умею. Это будет что-то абсолютно личное, где я сама себе и режиссер, и монтажер. Мне хочется посидеть и «помонтировать» свою жизнь, потому что чувствую, что бесконечный всплеск эмоций, начиная с 24 февраля, должен найти свой выход. Для меня лучшая терапия – это свой творческий проект.

 

- Твое кино какое?

 

- О, мое кино семейное. Мне очень близка эта тема. Я люблю смотреть фильмы про семью любых жанров, будь то боевик или ужастик, построенный на семейных ценностях, комедия или драма, или фильм Уэса Андерсона, у которого в каждом фильме сильная семейная линия.

 

- Расскажи, как правильно смотреть кино? Есть ли какие-то правила или техники, известные тебе как человеку из индустрии, которые помогут глубже понять, постичь задумку автора? И нужно ли вообще вскрывать дополнительные смыслы или лучше просто получать удовольствие?  

 

- По большому счету кино делают для того, чтобы зритель просто насладился просмотром. Конечно, бывают фильмы, которые вводят зрителя в напряжение. Но в любом случае, я считаю, что надо просто смотреть кино, при этом обращая внимание на детали. Детали - наше все. Не просто так при производстве фильма задействовано столько различных цехов, специалистов, ассистентов, которые следят, за тем, чтобы вещи появились в картине в определенный момент. И когда ты замечаешь эти детали, которые как чеховские ружья тебя к чему-то готовят, то просмотр кино становится полноценным экспириенсом. Не надо уходить в сверханализ, но, подмечая то, в какие тона окрашен фильм, как подобрана музыка, как одеты персонажи, послевкусие от просмотра будет гораздо интереснее. 

— Это очень важное замечание о том, что нужно относиться к кино как к экспириенсу. Раньше поход в кино был отдельным культурным событием, сейчас же стриминговые сервисы поглощают внимание человека полностью. Просмотры кино и сериалов становится эскапизмом, часто не насыщая, а только добивая человека. Как современному зрителю, который и так окружен информацией со всех сторон, не терять себя в потоке видеоконтента?

 

- Сейчас огромный выбор контента, индустрия заточена на конвейер, на получение денег. Когда ты начинаешь смотреть взахлеб новинки все быстрее и быстрее, это превращается в ставки на спорт, только теряешь не деньги, а время. Так делать не надо. Для того чтобы вырваться из этого калейдоскопа нужно делать паузы, останавливаться, а не смотреть по привычке. Необходимо понимать, что ты любишь, каких режиссеров тебе интересно смотреть, какие темы тебя волнуют. Для этого важно понимать свои вкусы и делать выбор, исходя из них. Когда ты знаешь сам себя, то за просмотром кино ты можешь обогатиться.

Блиц: 

Интервью Дина Шакенова / Фото из личного архива героини

Мы в Telegram