Сергей Мисенко

Редакция MOONCAKE встретилась с фотографом Сергеем Мисенко, чтобы поподробнее узнать, как проходят его съемки и какие качества позволяют ему добиваться снимков такого уровня.

 

- Сергей, в интернете о вас нет практически никакой информации. С чем это связано?

- Не вижу в этом большого смысла, хотя, кстати, у меня было пару появлений на телике. Обычно это происходит так – включается камера, выключается мозг.

 

- Получается, вы не очень «медийная» персона? Но вы развиваетесь, хотите попробовать?

- Я понял, что нужно это делать время от времени, для опыта, хоть и приходится из себя вытаскивать слова почти силой. Выступал на LIFE PICNIC, готовился и удивительно – ты занимаешься студийной съемкой, а от тебя хотят лекцию про спортивные селфи. Ну, можно и так, раз хотят.

 

- Как вы работаете? Как проходят ваши съемки?

- Сначала командой, по своим личным предпочтениям либо по заказу агентства или журнала, выбираем героя, изучаем его, затем продумываем механику формирования нужного образа и проводим съемку. Сейчас фотография часто становится всего лишь инфоповодом, чем-то минутным. Мой интерес — сделать что-то не то что бы вечное, но отражающее определенный отрезок жизни человека. У любого профессионала, как и у великих художников, в деятельности есть периоды. Мне хочется делать изображения, которые будут характеризовать моего героя именно в этот период.

 

- В это же время такие фотографии будут отображать и вас в этот период?

- Да, у меня тоже меняются интересы. Сейчас в портретной фотографии меня больше всего интересует исследование субкультур в широком смысле и люди, формирующие какие-то комьюнити и являющиеся яркими представителями своего рода деятельности.

- А кого вы задействуете?

- Как правило героев из сфер, которые являются культурным лицом Петербурга. У нас есть балет, есть театр, дизайн одежды и вещей, есть представители так называемого фанки-бизнеса. Это ребята, которые строят рестораны, барбершопы, галереи, концепт сторы, фотостудии – такой бизнес частично творческой направленности. Плюс пока я работал руководителем фотостудии интернет-магазина «220 Вольт», мне стали очень близки темы, связанные с электроинструментами, крафтингом и ручным трудом. Например, мы познакомились с коворкингом «Класс труда» — ребята молодцы, построили очень интересное рабочее пространство и создают там прекрасные вещи.

 

- Вы учились прикладной математике, но у вас такой широкий спектр творческих интересов! Как вы стали фотографом?

- Изначально есть люди технического склада ума, есть гуманитарного, а мне досталось пополам. Я вполне комфортно чувствовал себя и там, и там. Во время учебы в классической гимназии у меня было больше интереса к театру и лингвистике, но высшее образование я пошел получать как инженер-программист.

Я четко для себя делю фотографов на художников и на физиков. У меня есть достаточно интересных знакомых фотографов-художников, выпускников Мухи или академии Репина. Они делают хорошие, необычные работы, но мне всегда был ближе структурированный подход к фотографии, даже, в какой-то степени, аналитический.

 

- То есть, математическое образование вам пригодилось с точки зрения того, что оно позволяет все разложить по полочкам?

- Да, это дисциплина, умение вести проект, способность рассмотреть задачу с разных сторон. Интуитивные ребята, которые хорошо снимают по наитию, видимо, ближе к понятию таланта или гения – они создают какой-то продукт, который зачастую не могут потом объяснить. У них слишком спонтанный творческий процесс! Последние несколько лет мне все чаще приходится выступать не столько в роли фотографа, сколько в роли менеджера, арт-директора, и распределять задачи между другими фотографами. С этой позиции меня точно больше интересуют люди с предсказуемым результатом.

- У вас была выставка еще в 2007 году — до того, как вы закончили университет. К 20 годам, наверное, сложно добиться мастерства, основанного на опыте. Значит, не обошлось без интуиции, чистого творчества?

- Безусловно. Но нужно понимать, что есть фотографы, у которых интуиция помножена на интуицию, а есть те, у кого интуиция помножена на планирование, подготовку и проектную работу. В 2007 у меня была большая серия интерьерных портретов. В галерее «Фотодепартамент» нашелся куратор, который проанализировал со мной линию проекта, почистил серию, и из того, что осталось, мы сделали готовую выставку – очень интересный для меня опыт.

 

- Фотография для вас начиналась как хобби? Не думали, что это потом превратится в профессию?

- Время такое – появилось много новых профессий, связанных с интернетом и новыми технологиями, которым никто никогда не учил, однако успевших уже получить своих ярких хорошо оплачиваемых специалистов. Жизнь и современные технологии предоставляют возможность реализоваться в новых сферах. Коммерческая фотография существовала и 10 лет назад, но сейчас, с развитием техники, интернет-медиа, интернет-магазинов, она приобрела совсем другое лицо, и специалисты в этой области берутся либо из смежных профессий, либо буквально из ниоткуда.

 

- Есть такой аспект — на фотографов даже учат в ВУЗах, но не все становятся востребованными фотографами, в отличие от вас. В чем ваша особенность?

- Давайте попробуем разобраться. Во-первых, у каждого осознанного фотографа есть свое видение. Во-вторых, помимо общего видения есть «сюжетная» линия. Если я снимаю портреты десяти разным девушкам, то в них все равно будет просматриваться какая-то общая красная нить. Это происходит, потому что в каждом человеке в рамках одного проекта меня интересует примерно один набор качеств, если не стоит другой задачи. По какому принципу нужно выбирать себе фотографа? Смотришь на его последние 10 съемок — скорее всего, можно будет выделить какого-то персонажа, как в литературе. Архетип. Этим фотографы, в том числе и я, между собой различаются. В женской съемке меня интересует монументальность, отсылки к классической, античной культуре, скульптуре, пластике, танцу, занятию йогой, спортом. Внутреннее равновесие. И если поставить 20 моих женских портретов в ряд, это будет видно. Также, с начала этого года я начал много снимать мужчин. В мужских съемках я не люблю элемент самолюбования и стараюсь его сводить к минимуму – и, если поставить эти мужские портреты в ряд, там тоже будет видна определенная линия и мое отношение. В целом, такой подход — показатель зрелости фотографа, его нацеленности на проектную работу.

- Правильно ли я поняла, что, фотографируя, вы, помимо самого человека, показываете еще и себя через него?

- Скорее, свое отношение.

 

- Вы сказали, что хотите в мужских портретах убрать элемент самолюбования. А в женских его можно оставить?

- В женских другая психология – в образе женщины для меня важно культивировать внутреннюю независимость. Плюс, моя героиня должна быть красивой, а красивой она становится в тот момент, когда сама себе нравится. Это не называется словом «самолюбование», это в большей степени проживание чувства гармонии. Именно то состояние, когда девушка находится в равновесии с собой, сосредоточена на своих ощущениях, и ее не отвлекают внешние раздражители, внешний мир – достижение этой гармонии и является основой моей работы с женщиной.

 

- Нужно ли вам что-то знать про человека, которого вы будете снимать или достаточно того, как он выглядит?

- Иногда ошибочно кажется, что достаточно. Допустим, если это какой-то совсем незнакомый человек, которого я не мог физически увидеть до этого, и встретимся мы только на съемке, то есть смысл посмотреть его видео с голосом. Потому что могут быть сюрпризы, например, бывает, что я выстраиваю линию персонажа у своего героя, а получается так, что не заходит — у человека настолько сильный свой собственный образ, что, пытаясь перестроиться, он теряет яркость. Естественно, в этом случае нужно быстро ориентироваться и действовать по обстоятельствам — менять концепцию. К такому стоит подготовиться – посмотреть видеозаписи и придумать план действий, если изначально задуманная линия не подойдет.

 

- Получается, нужно гибкость проявить. А случаются ситуации, когда вы отказываетесь?

- Отказываюсь, потому что это не мой персонаж? Нет, наоборот, интересно столкнуться с чем-то новым. Как раз в таком стрессе приходят новые идеи, новые форматы. В этом и состоит рост — ты либо справляешься с этой ситуацией, либо нет. Если не справляешься, то потом неделю думаешь об этом, находишь новые для себя решения.

- Вопрос из любопытства – вы можете сделать хороший кадр на телефон?

- Запросто. У меня в инстаграме много чего – портреты, скетчи, архитектура, интерьеры, снятые на телефон. Формат становится важен, когда точно понимаешь, как твою работу будут смотреть, если это не печать и не большие пространства, часто, чтобы передать свою мысль, хватает фотографии на телефон.

 

- Есть ли фотографы, за чьими достижениями и успехами вы следите?

- Есть фотографы мирового масштаба, которых я смотрю постоянно, есть друзья, какие-то знакомые ребята. Любая творческая среда лучше развивается, когда несколько сильных людей растут по отдельности, а потом между собой взаимодействуют. Мы можем даже не разговаривать друг с другом, а просто смотреть на работы. В таком сообществе ты можешь наблюдать за чьими-то успехами и думать, насколько это устраивает тебя самого, насколько это тебе интересно. Ты понимаешь, что тебе хочется двигаться в эту же сторону, или, наоборот, тебе нужно двигаться в другую, занимать какую-то другую нишу.

 

- Сергей, случаются ли у вас творческие кризисы? Не возникает ли желания вернуться обратно к программированию?

- Я как-то легко к этому отношусь — шесть лет я с удовольствием отработал программистом. Потом так случилось, что разом появилось много работы связанной с фотографией, и я сменил область. В то время, когда я познакомился с модельным агентством LMA и начал снимать моделям тесты, в Питере практически никто этого не делал. Это было что-то новое — многие вещи приходилось делать в первый раз.  Сейчас я работаю руководителем фотостудии универмага Au Pont Rouge, и я уже написал пакеты скриптов почти для каждого своего сотрудника — эти скрипты упрощают ручную работу, делают отчеты, переименовывают файлы, структурируют файловые хранилища. Все по одной кнопке работает – красота. Человек должен как-то всесторонне развиваться, а трудности созданы для того, чтобы их решать.

 

Текст Деонизия Балде / Фото Юлия Равковская и из личного архива Сергея