Кто в России изучает русскую культуру? На какие произведения может вдохновить деревянное зодчество Карелии XVII века? Зачем участвовать в интерьерных выставках? Егор Юнгин и Катя Поваренкина — основатели студии северного дизайна Elnik — поделились, что думают о севере, «русском» и подрастающем поколении.
Путь арт-студии Elnik начинался так: дизайнер Катя два года занималась современным искусством в Pro-arte, где создавала концептуальные инсталляции, медиа, общалась с кураторами, ведущими художниками, под их руководством участвовала в выставках. К Егору все пришло постепенно: художественное образование, опыт в разных сферах – витраж, ковка, шелкография, реставрация живописи. Но в голове бродили разные истории, одна из них Север. Катя поняла, что ей ближе предметный дизайн – это функционально и эстетично. С темой долго думать не пришлось: Егор родом из севера Карелии, лес в тех местах это часть жизни.
Про Север
Катя: Почему Север? Он близок по состоянию, это край, где сохранилось культурное наследие – по крупицам собрано специалистами и законсервировано по музеям. В Карелии бабульки до сих пор говорят между собой на карельском языке, а в домах можно увидеть старинные находки, принесенные местными с полей. Недавно мы изучали деревянное зодчество Карелии XVII века и были впечатлены фактурой купольных главок, выложенных из осинового лемеха. Мы стали искать современные реплики на эту тему и ничего не нашли – так родился принт для обоев. Затем мы с Егором стали примерять этот узор на ложки, керамику, салфетки и прочие предметы, так родился светильник «Лемех».
Егор: Как-то я с друзьями провели месяц в лесу на побережье Белого моря, от Севера я испытал сильнейшее чувство. Это сложно объяснить, но самые подходящие слова – это «наполненность» и «умиротворение».
Про «русское»
Катя: Я слежу за современным искусством и дизайном, и меня, конечно, радует, что идеи для своих работ люди стараются черпать из своей культуры, но в глобальном масштабе страны тема «русского» мало переосмыслена в современном контексте. Эксперименты с «русским» в искусстве могут себе позволить только хорошо финансируемые бренды или отдельные художники.
Егор: С русским в России не всё однозначно, я вижу много ценителей русской старины, культуры; людей, которые опираясь на свои традиции, стараются создавать новое, но и сохранить старое. В то же время много людей, кому не до этого: на том же севере люди больше выживают, это сильно смещает акценты в сторону денег, иногда в ущерб культуре и общему приятному образу севера. Например, чуть заработав, местный житель может обшить жилище розовым пластиковым сайдингом. Я за красиво устаревающие материалы, а пластик стареет некрасиво. Возрождением и сохранением «русского» заняты единицы-подвижники.
Про свою работу
Катя: У нас есть мастерская, где мы творим, но некоторые процессы мы можем делать и дома. Свою работу выстраиваем не спеша: сначала обсуждаем идеи, создаём макет в компе, рисуем иллюстрации. Если идея требует новой технологии, то мы её осваиваем, что-то делегируем. Например, на светильник «Лемех», Егор сам делал шпон необходимой толщины из массива дуба, нарезал на ленточной пиле у добрых соседей по мастерской. Если это принт, то тут целая история – сначала продумывается, на какое изделие он пойдет, затем создаются шелкотрафаретные матрицы и печатаются на ткани, затем идет пошив и фотосессия. Мы очень любим взаимодействовать с нашими друзьями-дизайнерами, продумывать общие концепты и реализовывать их. Помимо друзей, мы открыты и к другим незнакомцам – часто вписываемся в то, что интересно.
Самая главная трудность – это нехватка времени, так как Elnik – не основная работа, а двое маленьких детей не всегда дают возможность погрузиться в дело надолго.
Наши заказчики не только любители всего скандинавского и иностранцы, но и простые люди абсолютно разного возраста, не обременённые концепциями северного тренда. Радует то, что на Севере нас знают и потихоньку приобретают наши изделия для кафе, отелей и личного использования.
Про выставки и современное поколение
Катя: Сейчас интернет – это одна большая выставка (смеются). Выставок предметного дизайна немного. Одну из таких мы организовали с друзьями и куратором Светланой Судат «Культура быта. Север». Сначала это была тусовка друзей для друзей: показать, что каждый сделал за год. Последнюю мы подготовили уже для конкретной площадки – библиотеки финского дизайнера Алвара Аалто в Выборге, где приняло участие 11 дизайнеров из Петербурга. Для каждого из нас такое событие – хороший мотив для роста, возможность увидеть трансформацию мысли в предмете. Плюс нам всегда есть, с чем сравнивать, и выводы влияют на будущую концепцию этой же выставки. Например, мы заметили, что поколение подростков воспринимает мир, искусство или дизайн через гаджет. Если ничего не произойдет, то в их сознании никакое искусство не запишется. Это наблюдение хороший повод подумать, как выстроить экспозицию в будущем.
Хотелось бы, чтобы люди больше занимались пространством, в котором живут, улучшали его, будь то комната, подъезд, улица или город, посёлок, деревня. Самоактивизируйтесь уже! Всё, мы поехали в мастерскую.
Текст Деонизия Балде / Фото из личного архива проекта
Проекты с русской душой, за которыми стоит следить:
- https://www.instagram.com/block_print/
- https://www.instagram.com/nalichniki/
- https://www.instagram.com/mirdinara/
- https://www.instagram.com/fakturatepla/
- https://www.instagram.com/krestetskayastrochka/