Архитектурное бюро «Борщ» и Ко

Архитектурное бюро «Борщ» и Ко

Пришло время серьезно поговорить об образовательных проектах – а в том, что связано с детьми, нельзя по-другому. В нашем городе уже несколько лет успешно функционирует Архитектурное бюро с ярким названием «Борщ».

Его создатели подходят к проектированию с образовательно-просветительской стороны и ставят целью расширение границ понимания архитектуры и искусств. На базе бюро создано Общество Юных Архитекторов – образовательная программа, в рамках которой дети учатся зодчеству и прикладным наукам с 5 лет. И, наконец, Архитектурная Дача – архитектурный летний лагерь для детей. За всем этим стоит одна команда, и на вопросы вызвалась отвечать Александра Епешина, со-основательница проектов, рассказавшая изданию про то, как нежелание работать в классическом бюро выросло в создание полноценной образовательной программы.

— Давайте начнем с «Борща». Какова идея бюро? Как оно появилось?

Мы с Алисой Марковой (со-основательница проекта – прим.ред.) закончили архитектурный факультет СПбГАСУ, после чего Алиса работала в архитектурных мастерских и вела частную практику, а я училась в магистратуре в Академии Изящных Искусств Сан-Франциско и знакомилась с аналитическим подходом к архитектуре. Нас объединяло то, что мы себя не видели в классическом российском архитектурном бюро с 10 до 18 каждый день, и то, что мы не воспринимали архитектуру отдельно от других областей жизни и науки. Изначально мы даже не рассматривали открытие очередного архитектурного бюро, но решили взять бюро за основу и наполнять его новым содержанием и значимостью для города – так и появился «Борщ».

— Цель, которую ставит перед собой бюро — расширить границы понимания архитектуры и искусств. Что вам самим помогло достичь этой цели?

Расширение границ — это постоянное увеличение угла обзора возможностей, взаимосвязей и понятий. Мы сами постоянно к этому стремимся- путешествуем, экспериментируем, читаем, наблюдаем и слушаем. 

— На вашем сайте сказано, что вам интересны исследования в смежных с архитектурой областях. Расскажите поподробнее, какие исследования вы уже проводили, какие именно области вас интересуют и чем?

На мой взгляд, архитектура формируется на пересечении других наук и дисциплин. Особенно интересно взаимодействие с урбанистикой, экологией, историей, философией математикой, социологией и с психологией.Сейчас наше бюро работает над проектами на стыке архитектуры, дизайна, плотничного дела, образования и детской психологии.Среди других интересных междисциплинарных проектов запомнилось исследование Санкт-Петербурга и создание собственного графического языка.

— Почему «Борщ» — это не просто мастерская, при чем здесь образование и просвещение?

Мы все время думали о том, чего в городе не хватает, чем нам было бы интересно заниматься и что бы способствовало формированию новой современной городской среды. Также, мы думали об общих консервативных тенденциях в российской системе образования, об иерархии, закрытости и жесткости. Мы понимали, что занятия архитектурой могут быть про другое- про свободу, игру, исследование и разработку, про ремесло, удивление и созидание одновременно. И когда к нашей команде присоединилась Алина Котлячкова с опытом работы в культурных программах в Институте Стрелка и в Британском Совете, мы смогли за год разработать образовательную программу для детей и сформулировать основные идеи нашего образовательно-просветительского проекта.

— Уточню: значит, вы все разработали сами? Или у вас были примеры подобных реализованных проектов перед глазами?

Мы действовали вслепую, так как не видели подобных аналогов, на которые могли бы ориентироваться. Мы начали проводить бесплатные разовые мастер-классы в Этажах и на других культурных площадках Петербурга, и количество желающих стало очень быстро увеличиваться с каждым занятием. Когда на каждое занятие стало записываться 40 человек, вместо положенных 15, стало понятно, что пора открывать школу.

— Получается, из-за того, что вы были первые, ваша ответственность увеличилась многократно! Как пришло понимание, каким именно образом следует работать с детьми в обществе юных архитекторов?

 Путем экспериментов мы для себя сформировали некоторые принципы, на которых строится образовательный процесс в Обществе Юных Архитекторов. Среди них занятия в форме творческих экспериментов (за фантазией участников сразу следует созидание, за идеей – реализация), отсутствие осуждения и резкой критики, осознанное отношение к использованию разных материалов, в том числе и переработанных, объяснение теории в форме диалога или наглядных фото, на практике — создание объемных макетов. Каждый проект направлен на развитие логики, критического, пространственного и творческого мышления, и в нем присутствуют элементы игры. К сожалению, многие архитектурные бюро при проектировании реальных объектов даже сегодня не уделяют достаточно внимания экологии и анализу окружающей среду, а мы считаем, что развитие внимания к данным аспектам является важной частью учебного процесса.

— Какие особенности преподавательского состава необходимы для правильной работы общества? Возникают ли проблемы с их поиском?

Преподаватели одновременно должны совмещать в себе несколько функций – быть единомышленниками, архитекторами и хорошими педагогами. Конечно, одна из самых сложных задач– это их найти, но, к счастью, такие люди встречаются. Мы их очень ценим.

— Перейдем к архитектурной Даче. Почему именно формат детского лагеря? Как зародилась эта идея?

Мы придумали Архитектурную Дачу, когда поняли, что нам самим важно проводить время на природе, чувствовать себя свободно, двигаться вперед, окружать себя единомышленниками и при этом продолжать заниматься архитектурой. Несмотря на то, что в школьном возрасте мы с Алисой серьезно занимались спортом и много бывали в лагерях, в итоге, для нашего проекта мы придумали совсем новый формат. Это летний отдых и образовательный лагерь фестивального типа, где родители по-новому взаимодействуют со своими детьми, у детей появляется возможность поработать в команде с профессионалами, а архитекторы и другие молодые специалисты открывают для себя новые перспективы через неожиданные проекты.Все вместе они формируют свободную и осознанную творческую среду.

— Естьли смысл ехать в лагерь родителям? Что они делают, чем для них может быть полезна эта поездка?

Следует учитывать, что на Архитектурную Дачу дети могут приехать только с родителями. Взрослые могут принимать участие во всех мероприятиях на Даче по желанию, ведь все проходит в фестивальной форме. В то время, как дети участвуют в строительстве архитектурных объектов с архитекторами и плотниками, родители могут просто отдохнуть, заняться живописью на пленэре, поучаствовать в мастер-классе по предметному дизайну или присоединиться к своим детям на стройке. 

— Меняются ли дети после нескольких смен? Что вы до них хотите донести и какую часть информации они способны впитать при условиях свежего воздуха и каникул?

Все занятия и строительство объекта на Даче проходят в игровой форме, и дети даже не замечают, как приобретают новые навыки и знания. Про каждый новый объект придумывается история, и детям еще интереснее его строить. Например, когда мы строили маяк, параллельно дети придумывали сюжет, снимались в фильме и рисовали мультик о потерявшемся корабле. В последний день маяк был достроен, на нем зажгли фонарь, мультфильм был смонтирован и кораблик нашел дорогу домой. Дети настолько увлеклись историей и были поражены результатом своей работы, что даже не заметили, как научились делать эскизы, работать электрорубанком, шкурить доски, рисовать движущиеся предметы для мультфильма и многое другое. При этом ребенок в любое время мог участвовать, в чем хотел. 

— Вы делаете по-настоящему достойное дело! А как вы думаете, стали ли у нас в обществе более мудро подходить к воспитанию детей? С чем это может быть связано? 

Подход к воспитанию и образованию детей меняется вместе с изменениями в политической и культурной сферах жизни. Особенно изменения заметны в больших городах, где постепенно стираются стереотипы советского и постсоветского образования, воспитания с жесткой дисциплиной и разделением понятий на “черное” и “белое”. Среди молодых родителей прослеживается альтернативный западный подход к воспитанию, где взрослые прислушиваются к желаниям ребенка, дают возможность ребенку раскрыться и найти себя, приучают к самостоятельности с ранних лет.

Текст Деонизия Балде / Фото из личного архива проекта

Поделиться этой записью!

Похожие материалы

1 Комментарий

  1. Вика
    11 месяцев ago Reply

    Идея крутая у проекта!

Leave a Comment

Войти с помощью: 

Ваш электронный адрес не будет опубликован